Бизнес НДС снизят до максимума

НДС снизят до максимума

Установление «единой и максимально низкой ставки НДС» – вот задача, которую поставил действующий президент Владимир Путин на заседании Госсовета РФ...

" src=

Установление «единой и максимально низкой ставки НДС» – вот задача, которую поставил действующий президент Владимир Путин на заседании Госсовета РФ. А за последние годы мы все привыкли к тому, что если уж Путин что-то говорит, то говорит не зря. Поэтому все без малейшей тени сомнения принялись обсуждать размеры новой ставки и сроки этой реформы, поскольку дело это представляется уже почти решенным.

Вспомнили предложения прежнего премьера Михаила Фрадкова о снижении НДС до 13%. Сейчас Путин говорил о планах страны до 2020 года, но решение это откладывать «в долгий ящик», скорее всего, он не будет. Вообще, действующий президент страны озвучил несколько мер по снижению налогового бремени.

Первая мера – это то, что государство намерено стимулировать инвестиции «в развитие человеческого капитала». Тут предлагается в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, а также софинансирование пенсионных накоплений. Похоже, государство готово освободить от ЕСН отчисления предприятий на медицинское и пенсионное страхование.

Вторая мера – «вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики».

Но самым глобальным решением, безусловно, является снижение ставки НДС. Специалисты сходятся на том, что снижать ставку с 18 до 15 процентов – бессмысленно, поскольку не принесет ощутимого эффекта и не изменит административный характер НДС. Поэтому наиболее вероятным называется новый уровень НДС в 12–13%. Представители промышленности радостно ожидают, что такая мера изменит структуру экономики в пользу перерабатывающих отраслей и машиностроения. Высвободившиеся от налогов деньги предприятия инвестируют в развитие производства, что обеспечит экономический рост. При этом оптимисты пророчат небольшое снижение налоговых поступлений из-за ожидаемого «расширения налогооблагаемой базы».

Осторожные экономисты в ответ напоминают, что НДС – это основной доход бюджета. Представитель «Экономической экспертной группы» (г. Москва) Елена Лебединская высказывает серьезные опасения: «С тем уровнем расходов, который запланирован в трехлетнем бюджете, снижать там нечего – расходы у нас растут, а доходы нет. У нас баланс сводится к нулю уже в 2009 году. Если снижение будет, то расходы придется очень серьезно пересматривать. Мы рискуем вернуться к ситуации 90, когда бюджет был с большим дефицитом».

Директор представительства ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Солид» в Уфе Михаил Титов выразил свое отношение к изменению НДС так: «Это действительно хорошая вещь. Любое послабление налогового давления со стороны фискальных органов приводит к положительному эффекту. Вопрос в том, как они будут это реализовывать. Скорее всего, это будет делать уже Медведев со своей командой. И сроки реализации – это отдельный вопрос.

Но экономический эффект в любом случае будет. Например, в Америке президент Буш заявил, что в связи с кризисом будут введены налоговые послабления. Рынок, правда, на это не отреагировал, но положительный эффект в целом есть. Предприятиям станет легче – представляете, какие средства могут высвободиться у предприятий с миллиардными оборотами? А вот средний и малый бизнес – как они работали «в серую», так и будут, для них вряд ли что изменится. Резко выйти из «тени» они не смогут, чтобы избежать преследований со стороны налоговых органов. Но для основных плательщиков НДС – крупного бизнеса – это безусловно большой плюс. Однако сейчас правительство, снижая ставку для юридических лиц, решило усилить контроль за сбором налогов с физических лиц. После проведения налоговой амнистии можно ожидать именно этого. И если посмотреть статистику за прошлый год, сколько людей подали официальную декларацию, то увеличение уже произошло почти в два с половиной раза».

Главный специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев: «Конъюнктура у нас очень быстро меняется. Особенно из-за того, что доля нефти и газа в экспортной продукции очень большая. Она велика и в валовом продукте, и в абсолютном значении, а цены нестабильны. И это сказывается в целом на возможностях нашей фискальной системы. Поэтому налоги сильно зависимы от этих нестабильных вещей. А НДС – это самый простой по собираемости налог, самый «легкий». Минфин против мер по снижению ставки из-за больших сумм и легкости собирания этого налога. Администрирования большого тут тоже не нужно. Вообще, НДС уже давно устарел и его пора менять на налог с продаж. Сейчас наша налоговая служба уже возмужала и пора ей переходить на более трудно собираемые, но более «легкие» для бизнеса налоги».

Директор строительной фирмы ООО «Лексус» Олег Юрьев высказал такое мнение: «Изменение ставки НДС никак не отразится на работе моей фирмы. Разве что легче будет подписывать контракт с заказчиком, поскольку он (контракт) будет стоить на 5 процентов дешевле. А сколько я платил государству, столько и буду платить – НДС просто включается в сумму контракта и увеличивает его стоимость, но мне жизнь нисколько не упрощает».

Многие экономисты высказывают мнение, что если при такой благоприятной внешней конъюнктуре, как сейчас, государство не решится пойти на этот трудный шаг для стимулирования промышленности, то ждать следующего подходящего случая придется, скорее всего, очень долго.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем