Сегодня, 29 ноября, в Уфе стартует «черная пятница». Несколько лет назад этот день вызывал ажиотаж, все заранее выбирали покупки, а вечером после работы ехали в торговые центры. Сейчас, кажется, в день больших скидок уже мало кто верит. Экономист Рустем Шайахметов объяснил UFA1.RU, почему этот маркетинговый ход больше не работает и когда магазины на самом деле зарабатывают.
«Черная пятница» возникла еще в XIX веке в США, когда магазины в первую пятницу после Дня благодарения начинали рождественский сезон распродаж. По мнению экономиста, цель «черной пятницы» — ранний запуск воронки предновогодних продаж, чтобы человек не покупал подарки за неделю до Нового года.
— Массовая тенденция завышения цен перед распродажей, а потом предоставление скидки, которая доводит до обычной стоимости, значительно подорвала доверие покупателя. Поэтому этот маркетинговый ход становится менее эффективным. Только 9% россиян считают, что «черная пятница» — это честное снижение цен, — сказал Рустем Шайахметов.
По его словам, часто продавцы делают скидки только на залежавшийся на складе товар или на старые коллекции. Также акции становятся частым явлениям в торговых центрах, к чему привыкают потребители, поэтому они не ждут «черной пятницы».
— При этом значительная часть людей покупает подарки стихийно, начиная со второй половины декабря. Например, самое большое количество покупок приходится не в «черную пятницу», а на последнюю неделю перед праздником, — считает экономист.
А вы закупаетесь во время «черной пятницы»?