Дороги и транспорт Развязка на Валиди-Юлаева расследование «Мы не хотели этот объект»: строители, которые реконструируют самую проблемную развязку в Уфе

«Мы не хотели этот объект»: строители, которые реконструируют самую проблемную развязку в Уфе

По мнению эксперта, если при спешке не соблюдать технические нормативы, мост может рухнуть вместе с потоком машин

Так сейчас выглядят работы на развязке

Сегодня третий день, когда перекрыта проблемная развязка на перекрестке улицы Заки Валиди — проспекта Салавата Юлаева, и одиннадцатый с момента начала масштабной реконструкции, которая, судя по документам, продлится 11 месяцев. Строителей подстегивают к более быстрой работе все, начиная от главы Башкирии Радия Хабирова и заканчивая пользователями в соцсетях.

Корреспондент UFA1.RU выяснил, что за подрядчик реконструирует развязку и чем может обернуться спешка.

Подрядчик строит мосты с 1945 года


В тендере на строительство развязки победила компания «Уралмостострой». Это бывший Мостостроительный трест № 4, советские люди называли его просто — Мостострой-4. Организовали его в далеком 1945 году в Ростове-на-Дону. Предприятие создали, чтобы восстанавливать сотни мостов на юге России и на Северном Кавказе, пострадавших в ходе Великой Отечественной войны. В течение 10 лет были восстановлены и построены крупные мосты через реки Дон, Кубань, Терек. Позже предприятие передислоцировали на Урал, так оно появилось и в Башкирии под названием Мостоотряд № 30.

А в октябре 1992 года Мостострой-4 преобразовали в АО «Уралмостострой».

Сейчас у предприятия шесть филиалов, они находится в Челябинске, Екатеринбург, Перми и Кургане.

Строительство только началось, а народ уже негодует

В 1979 году Мостоотряд возглавил Павел Рабухин и руководил им до 2014 года. Сейчас он возглавляет совет директоров и имеет высокие звания. Под его руководством построили и сдали в эксплуатацию автодорожные внеклассные мосты: через реку Уфа в Шакше, Дюртюлях, Стерлитамаке, на Западном обходе Уфы, в Благовещенске.

— Уфа была и остается главным строительным объектом Мостоотряда. Все автомобильные и железнодорожные мосты вокруг столицы возведены именно им, только через реку Белую Мостоотряд № 30 построил 14 мостов. И сегодня предприятие остается ведущим в своей области. Так все внеклассные мосты в Башкирии возводит только он, — рассказали в компании.

Все руководители этой организации строят мосты всю жизнь. К примеру, Рабухин устроился в Мостотряд мастером в 1967 году. И с тех пор прошел долгий путь до начальника. Точно так же, как и все его заместители. Уличить этих людей в том, что они плохо знают свое дело, нельзя.

Сейчас главный по мостам в Башкирии — заместитель генерального директора АО «Уралмостострой» 34-летний Василий Чекуров. Он работает в компании с 2008 года и также начинал с должности мастера.

Никто не хотел брать этот объект


Один из самых крупных объектов, который «Уралмостстрой» сдал в последнее время, — внеклассный мост через реку Белую на западном обходе Уфы. Или попросту новый Затонский мост, как его называют уфимцы.

Ждать окончания строительства раньше озвученного срока не следует 

В компании корреспонденту UFA1.RU рассказали, что на Затонском мосту ситуация была в разы легче, потому что его строили с нуля. Движение автотранспорта в этом случае практически не перекрывали. Над железной дорогой был участок, где шло движение. Но ситуацию быстро решили, и это не было глобальной проблемой.

В нынешней ситуации с развязкой все обстоит гораздо хуже. Движение перекрыли только на три дня в тестовом режиме, а сроки установили для мостостроения мизерные.

Как сообщил собственный источник в компании, никто не хотел брать этот объект.

— Есть вещи, которые невозможно устроить в силу технологических требований. Такие вещи над движением не делают. Когда готовили проект, нас не спрашивали, потому что сейчас не принято предполагаемого подрядчика обозначать. Если к нам обратятся как консультантам, экспертам, то ФАС начнет трубить во все щели, что объект под кого-то затачивается. Мы этот объект не хотели, нас его практически вынудили взять, — заключил эксперт с десятилетним стажем работы в мостостроении.

И, действительно, если изучить документы госзакупок, то видно, что в тендере участвовала только эта компания. Больше заявок никто не подавал, хотя сумма за контракт не маленькая — почти миллиард рублей.

Что должны сделать за миллиард?


Подрядчика на строительство начали искать еще летом — документы на сайте госзакупок опубликовали 7 июля 2020 года. Для реконструкции путепровода бюджет республики готов выделить 892 миллиона 831 тысячу 980 рублей.

Аукцион устраивали несколько раз. Последний раз это произошло 3 сентября. А новые изменения внесли 29 сентября. Это было обосновано изменением установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Рабочие трудятся круглосуточно

Согласно документам, разбирать существующий путепровод будут до апреля этого года, все работы на объекте должны закончить уже ближе к середине 2022 года. Хотя мэрия Уфы заявила всего об 11 месяцах работы. Объяснить этот момент корреспондент UFA1.RU попросил подрядчика «Уралмостстрой».

— Мы только строим на основании проектно-сметной документации. Мы ничего не делаем — ни больше ни меньше. Мы наемная сила, подрядчики. Это к заказчику вопрос — почему именно столько, — заключил Станислав Кириллов, заместитель гендиректора.

В администрации города рассказали, почему указаны именно эти сроки. Со слов исполняющего обязанности начальника Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Константина Паппе, работы на развязке будут проводиться в круглосуточном режиме. Чиновник отметил, что иногда будут возникать технологические окна, при которых покажется, что работа как бы не выполняется, но на самом деле это технология.

— Например, при бетонировании в зимнее время должен быть электрообогрев бетона, то есть пока он не наберет прочность, нельзя продолжать какие-то последующие работы, — сообщил Паппе.

Движение на развязке перекрыли в минувшую субботу, 16 января 

Чиновник рассказал, что изначально власти планировали проводить реконструкцию в три этапа. В первой части работы уже к существующему путепроводу должны были пристроить еще один со стороны микрорайона Сипайлово. Во втором должен был появиться еще один путепровод со стороны реки Белой. А на третьем этапе среднюю часть должны были демонтировать и построить на этом месте основной путепровод с нуля. Если бы работа проходила по этой схеме, то развязку бы закончили к 2022 году.

Но власти изменили схему организации движения, и вместо трех этапов оставили всего один, что позволит сократить срок строительства на 5–6 месяцев. Со слов Паппе, это не приведет к ухудшению качества работ.

— Дополнительно рассматриваем возможность изготовления железобетонных конструкций не на объекте, а в цеховых помещениях. То есть это уменьшит срок их изготовления, не надо будет их прогревать, не надо под действующим движением транспорта устанавливать опалубки сложной конструкции, подмостки делать. А готовить их в специализированных мастерских, привозить на объект и в готовом виде уже монтировать. Это должно способствовать уменьшению сроков строительства, — говорит чиновник.

Кто разработал схему?

Разрабатывал схему реконструкции путепровода в Уфе московский институт Гипростроймост. Их технические решения проверяла Высшая школа экономики. Также Паппе рассказал, что работы должны завершиться асфальтобетонной укладкой. Но в неблагоприятную погоду это делать нельзя.

— Всё будет готово, но асфальт проложить не сможем. Работы по основным строительным конструкциям будут завершены в июле–августе месяце. После этого мы должны успеть сделать все асфальтобетонные работы, сделать барьерные ограждения, наружное освещение, и к ноябрю текущего года пустить движение по этой транспортной развязке и, соответственно, демонтировать светофоры, установленные на проспекте Салавата Юлаева, — говорит Паппе.

В конечном итоге люди, въезжающие в Уфу с трех мостов, один из которых достроят в этом году, попадут на уже расширенную дорогу. Улица Заки Валиди будет не четырехполосной, а шестиполосной. Проспект Салавата Юлаева станет шире — на нем появится обособленная полоса движения.

Что говорят эксперты?


Прокомментировать эти нововведения мы попросили двух экспертов. Одним из них выступил омский мостостроитель Олег Шишов. В свое время он строил мост на острове Русский. Шишов также всю свою жизнь занимался строительством мостов и путепроводов.

— У нас есть сборный железебетон, не только в мостостроении, но и в любых видах строительства. И наверняка он был продольного членения — балки, которые объединяются на месте. Это древняя технология, которая уже тысячу раз проверена. Поэтому если в экономику люди вписываются и это позволяет сделать работу быстрее, то и слава богу. На месте иногда получается дешевле. Но в каждом проекте есть свои нюансы и особенности, это обязательно нужно учитывать, — говорит Шишов.

Эксперт также отметил, что монолитный железобетон при соблюдении всех технологий более долговечен. Некоторые строители уже 40 лет отдают предпочтение монолитному материалу. Но Шишов также отметил, что могут быть нюансы, известные только подрядчику и заказчику, и говорить со стопроцентной уверенностью не стоит.

Работы идут полным ходом

Что касается работ, которые ведутся над постоянным потоком машин, то тут эксперт рассказал, что в его практике неоднократно были похожие случаи. И выход из этой ситуации есть.

— Нужно предусмотреть обеспечение мер безопасности. Если работы идут без остановки движения снизу, мы подвешивали специальные задвижки. Всякие случаи бывают на объектах — элементарно человек случайно споткнулся о кувалду, а она упала вниз. Проектом меры безопасности должны быть предусмотрены обязательно, — говорит эксперт.

Другой эксперт, уфимский руководитель одной из строительных фирм, попросил не называть его имени из-за страха репрессий со стороны властей. По его мнению, все возможно, но главное — это соблюдение технических норм и соблюдение всех сроков.

— Если не соблюдать все необходимые технические нормативы, то при спешке мост и развязка может рухнуть вместе с потоком машин. А при постоянном сокращении сроков и психологическом давлении со стороны властей и горожан остается только надеяться на честность и порядочность подрядчика, — говорит собеседник издания.

Мнение администрации по всей этой ситуации

На запрос UFA1.RU о необходимости реконструкции путепровода Валиди — Юлаева в администрации города ответили, что последние несколько лет на транспортной развязке наблюдались затруднения движения. А сейчас подошел срок планового ремонта моста. Реконструкция позволит привести путепровод до нормативных параметров и одновременно увязать его с новым мостом-вставкой через реку Белую, строительство которого завершается осенью 2021 года развязкой, и запустить по нему транспорт.

Сейчас путепровод имеет четыре полосы — по две в каждом направлении, после реконструкции их количество увеличится до шести. Также удлиняются балки пролетного строения, тем самым на проспекте Салавата Юлаева появляется ещё одна обособленная полоса для движения транспорта, что тоже должно снизить пробки и транспортные потоки.

После реконструкции пропускная способность развязки увеличится на 27% и будет соответствовать предельной пропускной способности проспекта Салавата Юлаева. Это обеспечивает двухпроцентный прирост интенсивности движения в течение 10–12 лет.

— Стоимость объекта определена проектом. По проекту получено положительное заключение госэкспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта. Генеральный подрядчик определен согласно действующему законодательству в сфере закупок, — отметили в пресс-службе мэрии.

Первый этап реконструкции, который откроет движение по путепроводу, запланировано завершить 30 ноября 2021 года. Далее в строительный сезон 2022 года до Дня города (12 июня. — Прим. ред.) будет завершен оставшийся комплекс работ по реконструкции съездов.

— Были смоделированы разные схемы организации производства работ. Каждая из них показала различную степень затруднения движения. Например, при более длительном варианте строительства с закрытием половины ширины путепровода длина участка с затруднением движения в утренний час пик составила бы 990 метров. А в варианте с полным закрытием движения по путепроводу, который сейчас реализуется, — 1073 метра, но при этом сроки строительства сокращаются на 5–6 месяцев, — отметили в ведомстве.

При демонтаже и монтаже каждой балки пролетного строения требуется перекрытие проспекта Салавата Юлаева (в одном направлении) на 5–6 часов, такие работы будут проводиться только в ночное время.

Существующие технологии позволяют проводить все работы круглогодично, кроме укладки асфальтобетонного покрытия. Его уложат в благоустроительный сезон при благоприятных погодных условиях, до этого надо завершить все предшествующие работы.

8 января 2021 года городские власти на три дня перекрыли движение на развязке улица Заки Валиди — проспект Салавата Юлаева. Мера, по словам чиновников, вынужденная: развязка нуждается в реконструкции, ремонт обещали закончить к ноябрю того же года. Горожанам посоветовали властей понять и простить, а тем, кто живет за городом, добираться на работу альтернативными путями — в объезд через Затон или Шакшу. О том, как развивается ситуация, — в этом сюжете.

Знаете подробности этого строительства? Расскажите нам.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем