5 июня пятница
СЕЙЧАС +17°С
По словам инструктора по контраварийному вождению, каждый второй новичок за рулем не умеет правильно тормозить даже после окончания курсов

По словам инструктора по контраварийному вождению, каждый второй новичок за рулем не умеет правильно тормозить даже после окончания курсов

Автомобиль — средство повышенной опасности, а зимой, когда на дорогах снег и гололед, управление им требует особых навыков. UFA1.RU уже рассказывал о безопасной дистанции. Мы продолжаем публикации в рубрике «Советы водителям-новичкам». На этот раз инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов объяснил, как правильно останавливать автомобиль на зимней дороге.

Правильное торможение

— В своей практике я нередко сталкивался с ситуациями, когда водитель попросту не умеет тормозить. Казалось бы, чего проще — остановиться перед светофором, главное, — почувствовать автомобиль, которым управляешь. Например, опытный водитель никогда не допустит ситуацию, в которой он начал замедляться метров за 300 до светофора, но в последний момент перед стоп-линией вдруг обнаруживает, что не успевает остановить машину и топит педаль тормоза в пол, — рассказывает Даниил. — Но именно так останавливает автомобиль каждый второй новичок за рулем. «Новобранцы» тормозят либо слишком медленно и под конец усиливают нажатие на педаль, либо начинают нажимать поздно, и торможение получается излишне резким. И в том, и в другом случае водитель будет менять колодки и резину чаще, чем мог бы.

Правильное торможение — это плавное равномерное замедление с полной остановкой ровно в том месте, где заранее запланировал водитель. При этом «плавное» — не значит постепенное нажатие на педаль тормоза, плавно должен замедляться автомобиль, а нога при этом удерживает педаль в статичном положении.

— Если вы думаете, что машина не остановится, пока не выжмешь педаль тормоза до упора, вы глубоко заблуждаетесь. Испытайте как-нибудь свой автомобиль на безопасном свободном участке дороги и сами убедитесь, что достаточно лишь «прижать» педаль ногой, и автомобиль в конце концов остановится, — предлагает Даниил Виноградов.

Но не всегда на дороге есть возможность остановиться «правильно», нередко водитель даже не планирует, а вынужден жать на тормоз, чтобы избежать столкновения.

Виды торможения, и как оно работает

По стандартной классификации есть три вида торможения: служебное, экстренное и аварийное. При служебном (или штатном) торможении автомобиль замедляется постепенно. Экстренное торможение применяют, когда остановиться нужно гораздо быстрее и раньше, чем в обычной ситуации. Аварийное используют только при отказе тормозной системы.

— На дороге нас интересует прежде всего штатное и экстренное торможение. Как работает система в штатном режиме, водитель должен понять еще в процессе обучения вождению — нажимаешь на педаль тормоза, фиксируя ногу в определенном положении, при этом скорость снижается постепенно и плавно до полной остановки. При штатном торможении колеса продолжают крутиться, пока автомобиль не остановится полностью. Другая ситуация — экстренное торможение, когда водитель выжимает педаль резко в пол, колеса блокируются и перестают крутиться. Автомобиль при этом продолжает движение, остановить его мгновенно невозможно, силу инерции еще никто не отменял.

Инфографика: Дмитрий Гладышев / Сеть городских порталов

Инфографика: Дмитрий Гладышев / Сеть городских порталов

В обоих случаях торможение происходит за счет преобразования кинетической энергии в тепло. Простыми словами — за счет трения. Только в случае штатного торможения происходит трение дисков о тормозные колодки, а при экстренном с блокировкой колес — трение резины о дорожное полотно, — напоминает азы вождения Даниил Виноградов.

— Штатное торможение можно прогнозировать. Если, конечно, соблюдать скоростной режим. Летом на сухом асфальте контролировать машину легко. Другое дело зимой, когда покрытие дороги скользкое, коэффициент сцепления меньше, тормозной путь увеличивается. В таких условиях умение правильно тормозить может стать решающим, — уверен инструктор по контраварийному вождению.

АБС

Главная проблема экстренного торможения на зимней дороге — блокирование колес и юз. В таких случаях водитель полностью теряет контроль над ситуацией, машина становится неуправляемой. Сейчас практически все автопроизводители устанавливают на современные модели АБС. Эта система появилась на легковом транспорте благодаря разработкам для тяжелой техники — железнодорожных машин и самолетов. Идея в том, чтобы избежать блокировки колес и, следовательно, высокого износа из-за трения. Антиблокировочная система при правильном использовании обеспечивает максимально эффективное торможение и, самое главное, управляемость транспорта.

Графика: Евгения Бикунова / Сеть городских порталов

Графика: Евгения Бикунова / Сеть городских порталов

— О достоинствах и недостатках АБС много споров. Я встречал немало водителей, которые уверены, что АБС удлиняет тормозной путь, или вообще отключают систему (чего делать нельзя ни в коем случае). Но в большинстве случаев то, что считается недостатком системы, всего лишь следствие неумелых действий водителя.

Когда АБС начинает работать, водитель ощущает вибрацию на педали и слышит странные звуки из-под капота. Новичка такое поведение автомобиля пугает, и он отпускает тормоз, вместо того чтобы выжать сильнее. Только когда педаль ушла «в пол», избыточное давление в системе позволит АБС работать правильно и остановить автомобиль за кратчайшее расстояние, — объясняет инструктор.

Самое главное достоинство АБС — она позволяет сохранить контроль над автомобилем. Но и тут ошибка водителя может сыграть злую шутку. В попытке увести машину в сторону от внезапного препятствия на дороге водитель начинает маневрировать, и тут важно не перестараться:

— Неопытный водитель постарается выкрутить руль, то есть колеса автомобиля, до упора и снова потеряет управление — машина попросту заскользит по прямой, вместо того чтобы уйти в сторону от препятствия.

Прерывистое торможение

— Если на автомобиле АБС не установлена, самым эффективным способом остановить автомобиль будет прерывистое торможение. Водитель сначала выжимает педаль тормоза, но тут же ее отпускает и снова выжимает. Но чтобы правильно освоить этот способ, следует потренироваться на закрытой площадке под руководством тренера. Торможение на грани блокировки колес требует развития хорошего чувства автомобиля.

Графика: Евгения Бикунова / Сеть городских порталов

Графика: Евгения Бикунова / Сеть городских порталов

Выводы

Все полезные советы даны в ознакомительном порядке. Осваивать приемы прерывистого торможения и руления с АБС необходимо только под руководством опытного преподавателя!

1. Правильное торможение — равномерное, когда вы один раз нажимаете на тормоз и, не меняя силы нажатия, останавливаете автомобиль ровно там, где собирались.

2. При экстренном торможении вас спасет АБС, главное, не пугаться вибрации и выжимать педаль до упора.

3. При экстренном торможении на автомобиле с АБС отзыв руля на действия водителя отличается от штатной ситуации. Для управления его надо повернуть чуть сильнее, чем обычно. Но и излишний угол поворота тоже лишит водителя контроля над автомобилем.

4. Тормозной путь на автомобиле с АБС может увеличиться только в одном случае — при вождении в глубоком снегу. Заблокированное колесо автомобиля без АБС нагребает перед собой валик снега, и машина останавливается быстрее.

5. Если АБС не установлена и машина на скользкой дороге ушла в юз, ослабьте нажатие педали тормоза, чтобы вернуть контроль над машиной, и используйте прерывистое торможение.

Поделитесь с нами своими историями, которые помогут улучшить навыки вождения. Ждем ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в редакционный WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78. 

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!