«Башавтотрансом» вновь недовольны. На этот раз в редакцию UFA1.RU обратились представители НКО межрегионального «Союза автомобильных перевозчиков и пассажиров» (далее: НКО «САПП» или «Союз». — Прим. ред.). Как и почему республиканский госперевозчик мешает жить частникам — разбирался корреспондент редакции.
Злая монополия
Казалось бы, при чем здесь башкирское госпредприятие, когда речь идет о пассажирских перевозках между регионами? Как «Башавтотранс» может препятствовать автобусам, идущим в Уфу из Казани, Москвы, Екатеринбурга или Томска, к примеру?
— В нашем «Союзе» только междугородние перевозчики: 18 крупных транспортных компаний и 10 — средних и мелких. Сейчас мы представляем интересы предпринимателей из Башкирии, Пермского края, Челябинской области и Татарстана. И точно могу сказать, что наша республика уникальна — только у нас все автовокзалы в руках перевозчика, и больше нигде в России владельцы автостанций и остановочных пунктов не регулируют рынок пассажирских перевозок, — возмущается Евгений Карюгин, председатель НКО «САПП».
Источник проблем Евгений видит в том, что владелец всех автовокзалов в республике — «Башавтотранс».
— Вот только сегодня нам вновь отказали в заключении договора на обслуживание на Южном автовокзале по трем направлениям: Екатеринбург, Пермь и Месягутово. Мы предоставили все необходимые документы, у перевозчиков есть лицензии и выданные в Минтрансе маршрутные карты. Мы попросили запустить продажу билетов с 17 января. Но сегодня заместитель гендиректора «Башавтотранса» заявил, что кандидатуры наших перевозчиков рассмотрят на комиссии. Но это же совершенно незаконно — они не являются надзорным органом, это всего лишь станция обслуживания. Да они радоваться должны, что к ним приходят предприниматели, которые увеличат пассажиропоток и, следовательно, прибыль вокзала, — рассказал Карюгин корреспонденту UFA1.RU 16 января.
Суть в том, что без договора на обслуживание на автовокзале перевозчики вынуждены или отказываться от маршрута вовсе и лишаться маршрутной карты, которую получить совсем не так просто (подробнее об этом расскажем чуть позже), или подбирать пассажиров «с бордюра», что является прямым нарушением закона. Все пункты посадки-высадки пассажиров строго регламентированы и внесены во всероссийский реестр станций и остановочных пунктов.
— Сейчас на автовокзале в Уфе кроме «Башавтотранса» работают в основном те перевозчики, которые зашли туда давно, задолго до «техасской» транспортной реформы. А с новыми транспортными компаниями и предпринимателями заключать договор просто отказываются. Иногда напрямую говорят, что конкуренты им не на руку. В прошлом году в такой ситуации один из членов нашей НКО лишился маршрута Уфа — Москва: без договора с автовокзалом он не смог запустить свои автобусы и остался без свидетельства на маршрут, — объясняет Евгений.
По словам руководителя НКО «САПП», только за последние три месяца 2019 года в администрации Южного автовокзала отказали в заключении договоров семи перевозчикам из их «Союза». При этом у них были готовы все разрешительные документы на маршруты популярного направления.
Есть билет, но на балет…
— Сложилась такая ситуация, что «Башавтотранс» и сам не справляется с потребностями пассажиропотока, и другим не дает работать. Они там вообще до сих пор живут в прошлом веке. Вы когда-нибудь задавались вопросом — почему у нас в Уфе купить билеты онлайн можно куда угодно, но только не на междугородний автобус? А вы когда-нибудь пытались дозвониться до уфимского автовокзала? — спрашивает Карюгин.
Евгений рассказал, каким образом одному из перевозчиков в их компании удалось согласовать договор с Южным автовокзалом:
— В прошлом году еще один наш перевозчик попытался «легализоваться», но ему поначалу отказали в контракте. И в декабре мы решились — отправили информацию в СМИ. Журналист, недолго думая, позвонил на автовокзал с вопросом, правда ли нас притесняют, ему ответили, мол, ничего подобного. А уже через полчаса нашему перевозчику перезвонили оттуда и сообщили, что договор на его маршрут все-таки согласовали. Вот и теряюсь в догадках теперь, что же повлияло на их такое скорое решение… Зато когда билеты наконец-то появились в кассе, их стоимость оказалась завышенной. Как мы потом выяснили, на Южном автовокзале на заявленную нами цену билета накрутили еще и страховку. А пассажиры даже не в курсе, что платят за страховку дважды, ведь их поездка уже застрахована самим перевозчиком.
Кто такие «нелегалы»?
Сейчас в Уфе работает только один автовокзал — Южный. Помещения Северного пустуют — его закрыли еще в 2013-м. Возможно, скоро появится частная автостанция, она уже построена, но пока что проходит согласование (и, как рассказали собственники постройки корреспонденту UFA1.RU, не без трудностей).
Дмитрий (имя изменено. — Прим. ред.), один из перевозчиков «Союза», признался:
— Я четыре месяца нарушал закон. Автовокзал не хотел заключать договор, мне приходилось отправлять автобусы от бордюра. Но если не отправлять автобусы в рейс, то в УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора. — Прим. ред.) составляют акт о невыходе на маршрут, что является основанием для лишения маршрутной карты. Потому что необеспечение маршрута автобусами — тоже нарушение закона. Так что выбор невелик — либо нарушать, сидя дома, либо нарушать, зарабатывая деньги, чтобы оплачивать лизинг и семью кормить, — рассказал мужчина.
— Вы понимаете, что происходит, — в регионе начали борьбу с нелегалами, но легализоваться нам просто не дают. При этом еще ни один чиновник ни в одном контролирующем ведомстве нам не объяснил, что значит «нелегал», — добавляет Евгений Карюгин. — Если у перевозчика есть на руках лицензия на перевозку и свидетельство на маршрут, или, как его еще называют, маршрутная карта, разве он «нелегал»? Складывается впечатление, что «нелегалы» у нас все, кто не «Башавтотранс».
По мнению Евгения, только так и можно интерпретировать некоторые высказывания главы региона. Например, 20 мая прошлого года Радий Хабиров поставил перед чиновниками задачу обеспечить нормальное транспортное сообщение между районами и столицей следующим образом:
— Ставлю задачу к 1 сентября соединить все без исключения города и райцентры республики с Уфой официальными маршрутами «Башавтотранса» вместо тех опасных полулегальных извозчиков, которым люди вынуждены доверять свои жизни сейчас.
Так кому же пассажиры доверяют жизнь?
Евгений Карюгин объяснил, почему перевозчиков «Союза» неправильно называть нелегалами:
— Заявку на лицензию перевозчик подает в УГАДН. Это структурное подразделение Минтранса России. Выдают лицензию в течение 45 дней, за это время надзорный орган проверяет, соответствуют ли транспорт и документы требованиям закона. А требований немало: это и обученный персонал (в том числе медики, диспетчер), и обучение сотрудников, и договоры с сертифицированными автосервисами.
Как только предприниматель получил на руки лицензию, он уже легальный перевозчик и имеет право перевозить пассажиров на нерегулярных рейсах. То есть работать под заказ или по договору фрахтования. Например, на предприятии решили вывезти сотрудников на отдых на природу и они нанимают автобус у предпринимателя с лицензией — это уже в рамках закона.
При этом инспекторы УГДН периодически проводят проверки — плановые и внеплановые. И поверьте, перевозчику очень невыгодно не соблюдать лицензионные требования, это грозит не просто штрафами ГИБДД, но большими материальными потерями, транспорт могут арестовать и отправить на штрафстоянку до устранения нарушений.
Новая глава эпопеи начинается, когда перевозчик решает начать работать на регулярных маршрутах. В этом случае необходимо получить свидетельство, или так называемую маршрутную карту. На городских маршрутах такую карту-свидетельство выдают в мэрии, а вот на межрегиональных — только в федеральном Минтрансе. На ее получение уходит около года. Самый короткий срок, за который нам удавалось оформить свидетельство на маршрут, — полгода.
И прежде чем выдать документ, в Минтрансе обязательно запрашивают информацию из ведомств регионов, где расположены начальные и конечные остановки автобуса. Если в расписании нет накладок, соблюдены все нормативные временные промежутки между рейсами, то запрос одобряют, а перевозчик получает свое свидетельство, в котором указаны время выезда из станции отправления, время остановок и прибытия в конечную точку маршрута.
В Казани, например, система отработана четко — на запросы из Минтранспорта они отвечают своевременно, если есть накладка в расписании, они отвечают, что время предоставить не могут. Например, потому что сам вокзал в это время уже не работает. Но в Башкирии все вопросы решаются как-то странно. Когда приходишь к ним с готовым свидетельством на маршрут, в администрации удивляются, будто с ними заблаговременно ничего не согласовывали.
С момента получения маршрутной карты у перевозчика есть всего лишь 30 дней, чтобы заключить договор с автовокзалом, а после — либо посадка от бордюра, либо лишение свидетельства, — объясняет Евгений Карюгин.
Цели НКО «САПП»
— Конечно, наш «Союз» представляет интересы автоперевозчиков. Мы помогаем предпринимателям легализоваться, законно получить всю необходимую разрешительную документацию, обеспечиваем им юридическое сопровождение. И я лично не вижу ничего плохого в желании предпринимателей развивать свой бизнес и создавать на рынке здоровую конкуренцию. Ведь мы работаем и в интересах пассажиров. Наши перевозчики готовы предоставить лучший сервис по доступным ценам, которые, как правило, ниже, чем у госперевозчика. Но нам просто не дают работать. В то же время у нас куча идей по улучшению транспортной инфраструктуры, в том числе в пределах города. И мы бы с удовольствием представили свои проекты руководству региона, но пока что нас не хотят услышать, — заявил председатель НКО межрегионального «Союза автомобильных перевозчиков и пассажиров» Евгений Карюгин.
По его словам, перевозчики из числа членов их «Союза» пока что надеются на решение всех конфликтов без привлечения прокуратуры и суда.
— Наши перевозчики прекрасно понимают, что в случае противостояния они проиграют. Даже если они добьются беспрепятственного доступа к пассажирским платформам на автовокзалах, их могут задушить через кассы, ведь пока что другого способа реализации билетов на междугородние автобусы в Башкирии нет.
Комментарий руководства «Башавтотранса»
Получить комментарий «Башавтосранса» и руководства Южного автовокзала оперативно корреспонденту UFA1.RU не удалось.
— Я не могу сказать, кто вам сможет прокомментировать, я пока что отвечать на ваши вопросы не буду, — сказал по телефону Сергей Паскин, заместитель генерального директора предприятия.
Именно к Сергею Александровичу обращались представители НКО «САПП» с вопросом, когда будет подписан договор на обслуживание перевозчиков по трем маршрутам, которые планировали запустить сегодня, 17 января.
В надежде все-таки получить ответ и понять, в чем же проблемы на самом деле и где правда, редакция направила руководителю предприятия официальный журналистский запрос. Как только мы получим ответ, обязательно опубликуем его на страницах нашего сайта.
Если вы хотите рассказать про транспортные проблемы Уфы и Башкирии, присылайте сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в редакционный WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.