Одно из самых распространенных ДТП — столкновение автомобилей, движущихся в попутном направлении в одной полосе. При этом виновным в аварии считают того, кто ехал сзади, — это он не соблюдал безопасную дистанцию.
UFA1.RU продолжает публикацию советов для водителей-новичков. О том, что такое безопасная дистанция и как правильно ее рассчитать, рассказал инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов.
Что такое безопасная дистанция?
Дистанция — это расстояние между автомобилями, движущимися по одной полосе друг за другом. Очевидно, что следить за ней должен тот, у кого она, эта дистанция, перед глазами. Расстояние между автомобилями, которое позволяет гарантированно остановиться, не задев при этом впереди идущий автомобиль, принято называть безопасной дистанцией.
В Правилах дорожного движения дистанции посвящен единственный пункт — 9.10: водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Но как понять, что дистанция безопасная? В каком случае можно быть уверенным что успеешь остановиться?
— В учебниках по вождению, дошедших до нас из прошлого века, есть такой нехитрый способ: расстояние между машинами в метрах должно быть равно скорости, деленной пополам. Способ простой, но не очень надежный. Дело в том, что глазомер у разных водителей работает по-разному и очень сильно зависит от условий освещения и видимости, да и просто от усталости в конце дня, — объясняет Даниил Виноградов.
О том, как правильно рассчитать дистанцию, инструктор по безаварийному вождению расскажет чуть позже. А для начала разберемся, на чем такой расчет основан.
Почему надо соблюдать безопасную дистанцию?
— Водитель не может быть постоянно сконцентрирован на дороге. Именно рассеянное внимание чаще всего становится причиной аварийной ситуации и ДТП. Отвлечь от дороги могут разговоры по мобильнику или собственные мысли водителя. Но реакция мгновенной не бывает, даже если водитель не отвлекается. Адекватное реагирование на изменившуюся обстановку требует времени. Я знаю случай, когда разговаривавший по телефону водитель вообще не успел никак не отреагировать и столкнулся с машиной впереди на полном ходу, даже не пытаясь затормозить. Зимой легко пенять на гололед и плохую резину. Да хоть на оленей Санта-Клауса, перебегающих дорогу в неположенном месте, — шутит инструктор. — Но ведь летом на сухой дороге автомобили тоже «догоняют» друг друга. Так в чем же дело, чего не хватает водителю в таких ситуациях?
Ответить на вопрос просто, если знать, как на происходящее вокруг реагирует наш мозг. Представим, что водитель автомобиля (назовем его Первый) начинает тормозить. Водитель в автомобиле, движущемся следом за ним (назовем его Второй), все еще продолжает ехать с прежней скоростью. Второму потребуется не меньше 0,4 секунды, чтобы увидеть и понять, что ситуация впереди изменилась, принять решение и дать мышцам сигнал действовать.
— Прошу заметить, что 0,4 секунды — это минимальное время реакции, обусловленное физиологией человека. Но неопытному водителю может потребоваться и больше, чтобы правильно распознать внезапно изменившуюся ситуацию. Например, экстренное торможение автомобиля впереди, — акцентирует Даниил Виноградов.
Еще примерно полсекунды требуется водителю, чтобы перенести ногу с акселератора на тормоз. И плюс еще столько же — тормозным механизмам, чтобы начать замедлять автомобиль.
Какой должна быть безопасная дистанция?
— В среднем с момента начала торможения Первым до момента начала торможения Вторым проходит около полутора секунд. За это время автомобиль на скорости 60 километров в час проедет аж 25 метров, не тормозя, — объясняет инструктор по контраварийному вождению.
Выходит, что куда надежнее измерять дистанцию не метрами, а секундами.
— Мы имеем дело со временем реакции человека, так что логично обеспечить себе именно запас времени. Современные школы безопасного вождения этому и учат своих курсантов — измерять дистанцию в секундах. От обнаружения опасности до начала полноценного торможения проходит около полутора секунд. Для пущей уверенности округлим до 2 секунд, чтобы был запас. Эта дополнительная половинка секунды позволит остановиться не впритык к бамперу автомобиля впереди.
Как рассчитать безопасную дистанцию?
Даниил Виноградов уверяет, что в движении измерить дистанцию в секундах несложно:
— Двигаясь в потоке автомобилей с постоянной скоростью, найдите ориентир около дороги. Это может быть дерево, вывеска, автобусная остановка. Когда автомобиль перед вами проедет этот ориентир, начинайте отсчет. Через несколько секунд вы и сами окажетесь у того места, которое отметили для себя. Так вы узнаете, какая дистанция между вами и машиной впереди. Если пройдет больше двух секунд — все в порядке, если меньше — срочно снижайте скорость!
Особые случаи
Две секунды — это минимальное расчетное время безопасной дистанции при благоприятных условиях, то есть на исправном автомобиле по сухому чистому асфальту и при хорошей видимости. Но есть ситуации, когда дистанцию необходимо увеличить. В дождь или снегопад, на мокрой или скользкой дороге тормозной путь увеличивается. А туман и вовсе искажает восприятие пространства, другие автомобили кажутся дальше, чем есть на самом деле.
— Кроме этих очевидных, погодных, факторов, требующих увеличения дистанции, есть еще и внутренние для водителя причины увеличить дистанцию: не выспался, устал, простудился — такие состояния затормаживают реакцию. На каждый неблагоприятный фактор к привычной безопасной дистанции надо добавлять еще минимум по одной секунде, — рекомендует Даниил Виноградов.
Если вас в пути накрыл снегопад, минимальной должна стать дистанция в три секунды. В снегопад при минусовой температуре дорога становится скользкой — это сразу два неблагоприятных фактора. В таких случаях минимально допустимой дистанцией для вас будет уже четыре секунды. А в гололед, когда сцепление с дорожным полотном слишком мало, рекомендуемая дистанция не меньше пяти секунд.
Соблюдать дистанцию следует даже при совсем низкой скорости. Например, при движении в пробке или перед светофором. И дело тут не только в безопасности.
— Любой бывалый водитель скажет вам, что на светофоре надо останавливаться так, чтобы видеть колеса впереди стоящего автомобиля. Ведь может случится, что его придется объезжать (например, машина заглохнет или сломается). И в таком случае вы сможете просто вывернуть руль и спокойно уехать, не сдавая при этом назад. То же касается и пробок — всегда оставляйте себе пространство для маневра, — делится простой «хитростью» Даниил Виноградов.