21 марта четверг
СЕЙЧАС -2°С
  • 11 марта 2019

    Мы обновили приложение для iPhone

    Теперь мобильное приложение UFA1.RU на iPhone работает в новом дизайне. Добавилась новая возможность: нажмите на звездочку в правом верхнем углу, статья добавится в избранное, и вы сможете дочитать ее позже. Приложение мы постоянно дорабатываем, появятся новые функции. Следите за нашими новостями!

    Подробнее
    19 февраля 2019

    Кнопки форматов теперь стали кликабельными!

    Друзья! Мы кое-что подшаманили в нашем дизайне, чтобы вам было удобнее ориентироваться в наших материалах. Теперь можно кликать на рубрики «Фоторепортаж», «Интервью» и «Истории», чтобы найти архивы всех материалов UFA1.RU в этих рубриках. И это еще не все. Оставайтесь с нами.

    Еще

Потрясающая брюнетка — водитель автобуса в Уфе: «Я просто люблю большие машины»

Корреспондент UFA1.RU прокатился по маршруту с профессионалом в юбке

Поделиться

Широкая улыбка Анастасии сражает наповал пассажиров и автомобилистов

Фото: Тимур Шарипкулов

Аккуратные ногти с розовым маникюром на огромном руле, отглаженная белая блузка, узкая темная юбка и огромные глаза в зеркале автобуса. 35-летняя Анастасия Дудоладова уже пять лет крутит баранку НЕФАЗа на  маршруте № 69, а до этого несколько лет была третьим помощником механика-судоводителя. Но эта профессия не женская, говорит Анастасия: совмещать работу с семьей ей не удалось. И Настя решила водить не суда, а большие машины, к которым всегда тяготела. Корреспондент UFA1.RU прокатился с девушкой по городу и разузнал о ее работе, жизни и отношению к женскому вождению.

— Я окончила школу «Башавтотранса», видимо, у меня хорошо получалось, и меня взяли на работу. В детстве перед глазами у меня был живой пример — мой дядя всю жизнь посвятил шоферской деятельности. Правда, в рейсы с собой не брал, я была еще маленькая, — вспоминает Анастасия.

Непривычно видеть хрупкие женские руки на автобусном руле

Теперь девушка колесит по городу четыре дня подряд, а два отдыхает. Только не все домочадцы рады ее выбору.

— У меня взрослый сын, ему 16 лет, и он в шоке от моей профессии. Говорит, что это не женское дело. Да и мне бывает тяжело вставать в четыре утра и возвращаться в десятом часу вечера. Но спасает обед, он у меня большой, с 12 до 16 дня, — продолжает Анастасия, — автомобилисты на дороге неоднозначно относятся к девушке — водителю автобуса. Одни в восторге и показывают большой палец вверх. А другие видят во мне обезьяну с гранатой.

Сами пассажиры, говорит Настя, давно к женщинам-водителям привыкли: в «Башавтотрансе» работают девять девушек — шесть на 69-м маршруте, еще три колесят на 74-м и 110-м номерах. Самой старшей — 42 года, а самой младшей — всего 25.

— Ой, я сразу могу отличить, кто за рулем, мужчина или женщина. Когда девушка, то все происходит плавно, нет резких рывков, когда мужчина — только и успевай хвататься за поручень, — говорит Лидия Иванова, которая дважды в день ездит с внучкой в детский сад.

Пассажиры Настю любят

Такого же мнения и кондуктор. Лариса Коптякова работала и с мужчинами, и с женщинами. Настя — вторая девушка, с которой ей приходится разделять дорожные тяготы.

— Пассажиры все довольны, аварийных ситуаций возникает мало. Так что «Башавтотрансу» стоит задуматься, что стоит брать на работу побольше женщин, — говорит кондуктор.

Как проходило обучение?

Когда Настя пришла в школу «Башавтотранса», среди курсантов было немного девушек, больше мужчин. И они реагировали на женщин, мечтающих водить НЕФАЗ, неоднозначно. Кто-то не понимал и относился снисходительно, а кто-то поддерживал и помогал.

— Когда я училась, была зима, гололед, почти всегда было темно. Самое сложное — это привыкнуть к габаритам. Это очень сложно, ведь автобус длиной 12 метров. Вначале, когда я ехала с наставником, не чувствовала хвост. Тяжело давался задний ход, потому что как-никак женский мозг дает о себе знать. Но, как говорится, тяжело в учении, легко в бою. Сейчас все происходит уже на автомате, — рассказывает Анастасия.

Сама Анастасия иногда грустит о культуре уфимского вождения

«Ты не женщина, ты — водитель»

Водить огромный автобус могут не все женщины, да и далеко не все мужчины, считает Анастасия.

— Самое главное — это внутренние качества, которые должны быть присущи водителю. Если у человека нет шустрости, многофункциональности, то и опыт не спасет. Некоторые легковушки не понимают, что если я держу дистанцию 10 метров, то это не просто так. И все хотят нырнуть в свободное пространство, так создается аварийная ситуация, — говорит Настя.

Из-за таких водителей легковушек девушка несколько раз попадала в ДТП. Все обошлось, серьезных последствий не было. Но таких автолюбителей в городе немало, считает Настя. По ее личной градации, в Уфе преобладает 80% грамотных водителей, а 20% — неграмотных. Последние, по ее мнению, садятся за руль и думают, что они хозяева дорог. Особое отношение у Насти и к автомобилисткам:

— Если женщина может крутить головой на 360 градусов, смотреть по сторонам и реагировать на движение, то у нее все получится. Да простят меня женщины, но они зачастую смотрят только вперед и редко направо и налево. Не стоит забывать о существовании зеркал. Ребята в гараже говорят: ты не женщина, ты водитель. Это можно отнести ко всем девушкам за рулем, — смеется Анастасия.

Аварийные ситуации чаще всего создаются на пустом месте. Например, эта женщина вышла на оживленный проспект во время движения

Частники Настю не раздражают, потому что всегда нужно иметь голову на плечах и отключать эмоции, потому что это работа. Главное для водителя общественного транспорта — безопасность пассажиров.

— Бабульки, когда заходят в автобус, то в первую очередь держат свои сумки, а не хватаются за поручни. И вся ответственность лежит на мне. Смотрю в зеркало, если бабушка села, то только тогда я трогаюсь и еду, — рассказывает Анастасия, — от остановки я отъезжаю нагло-аккуратно, потому что можно долго стоять и ждать, пока кто-нибудь тебя пропустит.

Мечта Насти — чтобы в Уфе автомобилисты Уважали друг друга, как это происходит в больших городах и европейских столицах. Именно с большой буквы У. Анастасия проводит на дороге огромное количество времени и давно уже подметила, что чем моложе водитель, тем он наглее. Люди постарше спокойнее, и стиль вождения у них такой же.

Настя считает, что большинство людей в городе ездят как хозяева дорог

Если желание водителя башкирского автобуса НЕФАЗа осуществится, то все уфимские водители вздохнут свободно. Но пока это только мечта.

Настя верит, что когда-то все будут ездить по правилам

А на другом конце города феминистка из Башкирии Кристина Абрамичева рассказывает, что сегодня женщины не имеют возможности работать на 457 специальностях.

Если вы все бросили, и решили заняться неожиданной профессией, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.