Дороги и транспорт Ржавые баржи на Белой реке: как в Башкирии сначала угробили, а теперь реанимируют пароходство с 165-летней историей

Ржавые баржи на Белой реке: как в Башкирии сначала угробили, а теперь реанимируют пароходство с 165-летней историей

Власти рассказали, что сейчас происходит в отрасли и как будут решать проблемы

Уфимцы мечтают, что речное пароходство вновь возродится в Уфе

Еще два года назад глава Башкирии заявлял, что речное пароходство в республике будут возрождать. Хабиров говорил, что власти видят огромный потенциал развития и поручил чиновникам работать в этом направлении. Однако состояние речных судов выглядит удручающе, а сама компания погрязла в долгах и обанкротилась. UFA1.RU вспомнил, почему водный транспорт в республике пришел в убыток, а также какие проблемы есть в отрасли и как их будут решать. Подробнее об этом — в нашем материале сегодня, 9 февраля.

Немного истории

Первый пассажирский пароход появился в Уфе 12 июня 1857 года. Он плыл по реке Уфе до села Богородское (нынешний микрорайон Инорс. — Прим. ред.) и далее. Еще через два года — в 1859-м — было открыто пассажирское сообщение Уфа — Казань, а в 1860-м — грузовое Уфа — Нижний Новгород. Пароходы возили металл, лес, соль, зерно и кустарные изделия.

В 1863–1871 годах купец Сафронов из Белебея перевозил товар. В это же время построили Сафроновскую пристань (сейчас там находится затонский мост. — Прим. ред.).

В 1918 году весь речной флот национализировали, так появилось Уфимское районное управление водного транспорта.

Во время войны суда Бельского речного пароходства перевозили войска и вооружение, эвакуированное население и оборудование. В то время на берегу Белой насчитывалось 13 причалов: 10 грузовых, один бункеровочный и два пассажирских.

В конце 1950‑х Уфимский судоремонтно-судостроительный завод возводил металлические баржи грузоподъемностью 300 и 600 тонн, а в 1973 году — буксирные теплоходы.

В 1960-е для пассажироперевозок начали использовать быстроходные теплоходы на подводных крыльях «Ракета», с 1980‑х — «Восход» и «Заря». С 1961 года в порт приходили крупнотоннажные суда с рек Волго-Камского бассейна и Дона.

На Белой располагались пристани в селе Вострецово, Кушнаренково, поселке Груздевка, городе Дюртюли, на Уфимке — в деревне Муллакаево, селах Ахлыстино, Караидель, поселке Павловка.

Транспортный флот состоял из 123 грузовых и 20 пассажирских судов. В 1999 году трудились 1762 человека, было перевезено более 3 миллионов 473 тысяч груза, 160 тысяч пассажиров.

Почему пароходство обанкротилось?

Проблемы в отрасли начались в 2014 году, когда ООО «Речной порт "Уфа"» (входит в состав АО «Башкирское речное пароходство») оштрафовали на 400 тысяч рублей за то, что компания добывала песчано-гравийную смесь в Благовещенском районе без договора аренды земельного участка. После дела становились только хуже.

В июне 2016 года возбудили уголовное дело из-за того, что сотрудники ООО «Речной порт "Уфа"» пожаловались на невыплату зарплаты. По материалам Приволжской транспортной прокуратуры, предприятие задолжало перед 313 работниками более 9,6 миллиона рублей. На организацию ввели внешнее наблюдение и назначили временного управляющего. Через пару месяцев на «Речной порт "Уфа"» подал в суд судоремонтно-судостроительный. По материалам арбитража, «Речной порт "Уфа"» задолжало свыше 1 миллиона рублей за ремонт плавкрана и поставку товаров.

В 2017 году прокуратура Башкирии выдала два представления: одно за заправку топливом своего флота без лицензии, второе — со штрафом за бункеровку флота без лицензии. В том же году был продан последний корабль. В мае того же года «Речной порт "Уфа"» и АО «Башкирское речное пароходство» были признаны банкротами.

В июне 2018-го экс-руководителя ООО «Речной порт "Уфа"» обвинили в мошенничестве и хищении более 10 миллионов рублей и посадили на четыре года.

Лучом надежды на возрождение пароходства стал Радий Хабиров

Речное пароходство буквально спас тогда Радий Хабиров. В январе 2020 года руководитель республики провел совещание по развитию речного транспорта и заявил о намерениях реанимировать отрасль.

— Восстанавливать речное хозяйство будем осторожно, шаг за шагом, без спешки, — говорил глава Башкирии. — Главное, что всю ту «нечисть», которая суетилась вокруг нашего флота, мы прогнали. Возбуждены уголовные дела, предстоит большой ряд следственных действий. Будем работать.

В феврале 2020 года Следком Башкирии возбудил уголовное дело, обвинив «Башкирское речное пароходство» в преднамеренном банкротстве. По мнению следователей, экс-руководители компании и должностные лица Минземимущества своими действиями привели ее к разорению. Тем самым предприятие причинило имущественный вред Башкирии на сумму более 120 миллионов рублей.

В феврале 2020 года арбитражный суд прекратил дело о банкротстве «Башкирского речного пароходства». Стороны пришли к мировому соглашению. Реестровая задолженность пароходства перед конкурсными кредиторами составляла 55,5 миллиона рублей. Чтобы погасить долг, Минземимуществу республики, ООО «Речной порт "Уфа"», ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» дали рассрочку на три года.

— В мае 2021 года завершены мероприятия по реорганизации АО «Башкирское речное пароходство» путем присоединения предприятий ООО «Речной порт "Уфа"» и АО «Порт Уфа» к ООО «ССЗ», — рассказали UFA1.RU в Минтрансе.

По данным «Контур.Фокуса», «Башкирское речное пароходство» было создано в 2005 году. Сейчас предприятие, по данным сервиса, предположительно принадлежит правительству Башкирии, «Судоремонтно-судостроительному заводу», экс-гендиректору АО «Порт Уфа» Сергею Фомичеву, совладельцу ОАО «Грузопассажирские перевозки» Геннадию Церяпкину. За 2020 год выручка компании составила 0 рублей. Неоднократно на предприятие подавали в суд из-за невыплаты заработной платы. Также «Башкирское речное пароходство» имеет долги за энергоснабжение.

Что происходит в отрасли?


Внутренний водный транспорт Башкирии объединяет в себя речной флот (400 единиц), а также инфраструктуру: около 1000 километров внутренних водных путей, судоходные гидротехнические сооружения, в том числе Павловский шлюз, три речных порта: речной порт «Уфа», речной порт «Бирск», грузовой речной порт «Агидель»; Уфимский филиал Волжской государственной академии водного транспорта, «Служба речных переправ» Уфы, судоходная компания «БашВолготанкер», Судоремонтно-судостроительный завод и другие.

По итогам 2021 года объем перевозимых грузов составил более 2,1 миллиона тонн. Перевозка пассажиров представлена в основном паромным сообщением и прогулочным флотом. В прошлом году было перевезено 448,5 тысячи пассажиров, в том числе прогулочным флотом около 19 тысяч. Также появился речной причал на набережной реки Белая в районе Монумента Дружбы.

— К развитию объектов внутреннего водного транспорта Республики Башкортостан проявляет интерес туристическое сообщество Российской Федерации. В навигацию 2022 года планируются судозаходы туристических пассажирских теплоходов из других регионов Российской Федерации, — рассказали UFA1.RU в Минтрансе.

Кроме того, был отремонтирован теплоход «Чайка».

— Оформлены все необходимые документы, в навигацию 2021 года осуществлялась перевозка пассажиров на прогулочных маршрутах. Ведется работа по освоению новых месторождений ПГС, что позволит осуществить добычу ПГС до 1,0 миллиона тонн грузов. Осуществляется ремонт собственного и стороннего флота. Проводятся мероприятия по увеличению перевалки грузов (соль, щебень, лес) до 500 тысяч тонн в терминалах речного порта «Уфа», — сообщили в Минтрансе.

В ведомстве отметили, что в мае этого года в Уфе впервые планируется заход четырехпалубного пассажирского теплохода «Александр Пушкин» и трехпалубных теплоходов «Северная Сказка», «Валерий Чкалов», «Александр Бенуа».

Для дальнейшего развития «Башкирского речного пароходства» Минтранс разработал дорожные карты по развитию Судоремонтно-судостроительного завода с 2021 по 2024 годы.

Когда реанимируют речное пароходство?


О желании возродить речное пароходство в 2020 году заявлял Радий Хабиров. Еще тогда глава региона признавал, что сделать это быстро не получится.

— Понятно, что с первого подхода ситуацию мы не исправим. Речников «убивали» в течение 20 лет, и за один год водный транспорт не реанимировать. В то же время мы видим высокий потенциал развития отрасли и будем работать в этом направлении, — говорил Хабиров.

Сейчас корабли превратились в груду заржавевшего металла

Тогда же власти решили, как вернуть к жизни крупнейшее отраслевое предприятие — «Башкирское речное пароходство», которое находилось в стадии банкротства.

— Это возможно сделать за счет консолидации активов компании, а также эффективного менеджмента, — отмечали чиновники.

Реанимировать речное пароходство в Башкирии планируют в ближайшие годы.

— Вывод из кризиса на стабильную работу «Башкирское речное пароходство» планируется осуществить в период с 2024 по 2030 год. Минтрансом РБ ведется работа с федеральными и муниципальными органами власти, соседними регионами и предприятиями Республики Башкортостан, — сообщили в Минтрансе.

Однако, как подчеркнули в ведомстве, прежде необходимо решить ряд проблем, которые существуют в отрасли. Один из первых вопросов — маловодье в меженный период на основных водных артериях Башкирии.

— Для решения данного вопроса запланировано проведение работ по углублению русел основных судоходных рек Белой и Уфы общей протяженностью около 500 километров. В частности увеличение гарантированной глубины судового хода до 140 сантиметров на реке Уфа и 200 сантиметров на реке Белая в навигацию 2022 года, что позволит обеспечить полную загрузку судов грузового флота и увеличить объемы перевозимых грузов, — рассказали в Минтрансе.

Кроме того, нынешнее состояние судов оставляет желать лучшего. Власти планируют модернизировать парк судов.

— Большая часть из них имеет высокий износ и требует ремонта, который может выполнить Уфимский судоремонтно-судостроительный завод. Проводится работа по приобретению новых судов, — подчеркнули в Минтрансе.

Третья проблема — недостаточность объектов пассажирской инфраструктуры на реках Уфа и Белая. Но и ее планируют решить:

— Сегодня Минтрансом РБ разрабатывается государственная подпрограмма «Развитие пассажирских перевозок внутренним водным транспортом Республики Башкортостан», предусматривающая развитие общественного речного транспорта, приобретение пассажирских речных теплоходов, в том числе скоростных, и организацию строительства причалов и пристаней для посадки-высадки пассажиров внутреннего водного транспорта, — рассказали в Минтрансе.

В ведомстве добавили, что восстановление речных перевозок в республике увеличит грузо- и пассажирооборот водного транспорта. Это позволит снизить нагрузку на дороги.

О том, как груда заржавленных кораблей доживает свой век на свалке в Затоне, читайте в нашем репортаже. Также предлагаем вам посмотреть наш фоторепортаж, как выглядит некогда роскошный интерьер старинного заброшенного парохода в Уфе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем