С 1 июля в Уфе начала работать новая транспортная карта «Алга». Ожидания были самые радужные: и купить-то ее можно будет практически на каждом углу, и принимать ее будут во всех видах транспорта столицы Башкирии, и приятные скидки при использовании карты порадуют всех любителей экономии. Журналист UFA1.RU решил испытать хваленую карту — купить и испробовать ее в действии.
Как и бывает в жизни, правда оказалась совсем не такой приятной, как ожидания.
Ожидание 1.
Купить карту можно в магазинах «Байрам»
Реальность. Нет, нельзя. По крайней мере, не во всех. В магазине «Байрам» по адресу: улица Ленина, 87 «Алга» не продают, и, более того, о такой карте продавцы даже не слышали. Чуть лучше обстоит ситуация в «Байраме» по адресу: проспект Октября, 91, здесь сотрудники о транспортной карте хотя бы что-то слышали, но в продаже ее нет и не было.
Ожидание 2. Купить карту можно в отделениях «Почты России»
Реальность. И здесь неудача: в отделении № 6 по адресу Ленина, 120 нет никаких транспортных карт, все очень заняты, и вообще, прежде чем задавать вопросы, нужно постоять в очереди.
Повезло лишь с киоском «Уфапечать», если можно так назвать эту лавку, у которой нет вывески и которая на 50% занята прилавком по продаже фруктов и овощей. В 2019 году все выживают как умеют.
А вот и сама карта, о которой в последнюю неделю не слышал только глухой. Выглядит она максимально непрезентабельно — нет ни указателей, ни рекламных объявлений «Тут продается Алга». Просто скрепка, ценник и нечто оранжево-синее, рядом с трудовой книжкой. Продавец рассказала, что в день у нее покупают по 10–20 карт.
Миссия практически выполнена, карта у меня в руках, но возникает резонный вопрос: как ей пользоваться? На обороте написано, что остаток средств можно узнать на сайте Аlga-card.ru. Здорово, но со смартфона он просто не открывается (на момент публикации материала, 2 июля — прим.ред.). Возможно, эта проблема временная и позднее ее устранят.
При использовании персонального компьютера ситуация немного лучше, но возникают новые вопросы: при нажатии на клавишу «Узнать баланс» вас переносит на сайт непонятной транспортной карты «Золотая корона».
Что это такое? И как «Золотая корона» связана с «Алга»? Как оказалось, это разработчик системы «Электронный проездной», и вроде бы проблемы решены. Но! В списке доступных городов нет Уфы. Не успели обновить или так и задумано?
Хотя бы личный кабинет работает. Сначала нужно пройти процедуру регистрации (не переживайте, подтверждать регистрацию на электронной почте не требуется), а после ввести номер своей карты «Алга». В результате вам дадут доступ к данным о поездках и о пополнении баланса карты, а вот узнать, сколько денег у вас осталось, пока что никак нельзя.
Что насчет мобильного приложения? Его просто нет, в Play Market нет никакого мобильного приложения «Алга», возможно, его добавят позднее. Сейчас удобнее всего пополнить баланс карты с помощью приложения «Сбербанк Онлайн», вбивайте в поиске «Алга» и будет вам счастье. Только сканирование QR-кода почему-то не срабатывает, приходится вводить номер карты целиком.
Ожидание 3. Все перевозчики перешли на единую оплату
Наконец-то успех — «Алга» буквально переполнена деньгами, пришло время проверить еще одно официальное утверждение — «все перевозчики, кроме одного частника, перешли на единую оплату».
Реальность. Маршрутка №163 движется от остановки «Бульвар Славы» до деревни Шипово и... не принимает транспортную карту. Почему? Водитель отвечает, что не принимает, и все, без объяснения причин.
Похожая ситуация произошла и в автобусе «Башавтотранса», который следовал по маршруту №74. Здесь терминал был, но карта почему-то не сработала.
— Придумали новую систему, а нормально доработать до ума ее не смогли, — пожаловалась кондуктор.
И вот удача: «Башавтотранс», маршрут №226, карта сработала! Правда, автобус ехал без кондуктора и водитель потратил лишнее время на работу с новым терминалом, но в итоге билет получен, система работает. Вроде бы. И цена на пять рублей дешевле оплаты наличными.
Посмотрим, как дела в троллейбусах. Маршрут №13, через весь салон подходит кондуктор, протягиваю ей карту и вижу тоску в её глазах.
— Так у вас «Алга»? — разочарованно спрашивает она и, получив утвердительный ответ, идет в противоположный конец троллейбуса.
Как оказалось, там у нее лежит второй терминал специально для «Алга». Старые терминалы новые карты не поддерживают, поэтому приходится использовать новую технику, а это и лишний вес, и путаница.
Маршрут №122, карту приняли, но она вновь не сработала. Водитель несколько минут стоял на остановке «Город Галле» и пытался исправить ситуацию, пассажиры выражали недовольство, собиралась пробка. В конце концов он просто сдался и вернул мне карту, а я проехал бесплатно. Но мы все потратили личное время и немного нервов, а сколько еще пассажиров сегодня протянут ему новую карту «Алга»?
Маршруты №233, 285, 350 — карта не работает. Чтобы сэкономить время, я просто показывал карту водителям, и ответ у них был один — нет.
Маршрут №266 — карта сработала, водитель долго возится с терминалом.
— Бесполезный кусок пластика, — в конце концов с досадой изрек он.
Может, со временем процедура ускорится в разы, но пока что заплатить наличными раза в три быстрее, чем картой «Алга».
И кстати, а где же скидки? Цена проезда по карте и за наличные одинаковая — 30 рублей.
В сентябре карте обещают добавить новые возможности, например, пассажир в течение часа сможет сменить несколько автобусов, а заплатит он лишь за одну поездку. Как на такую щедрость отреагируют водители ПАЗов, остается лишь догадываться.
Мы попросили прокомментировать ситуацию в Гострансе и мэрии. Как только получим ответ, обязательно его опубликуем.
Вам нравится новая транспортная карта?
А у вас есть проблемы с использованием новой транспортной карты? Поделитесь впечатлениями в комментариях, а также присылайте свои сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.