Сногсшибательные модели, великолепные наряды и сверкающий подиум — мечта тысячи мастеров, когда-то решивших стать модельерами. Единицы в индустрии моды достигают успеха, одновременно покоряя фешен-тенденции, тренды стиля и знаменитых модниц. Одним из таких счастливчиков стал уфимиский дизайнер Диля Губайдулина.
Поиск новых решений в создании сногсшибательной коллекции привел девушку к основанию творческого союза. Но роковая встреча с «музой» едва не разрушила её карьеру.
«С детства рисовала одежду»
Путь к профессии девушка начала с малых лет. Диля рисовала одежду и всем вокруг говорила, что станет модельером.
— Я даже никогда не сомневалась в том, что буду дизайнером! Это мой путь, без сомнений, — признается девушка.
После школы Диля окончила колледж технологии и дизайна одежды, а после выучилась на дизайнера интерьеров и кропотливо начала развивать карьеру. Работала наемным дизайнером в разных сферах, от спорта до высокой моды. А совместно с партнером по ремеслу Гузель Хазимуллиной с нуля создавала свой первый бренд.
«Нашу одежду носят звезды»
Коллекция получилась уникальной. Наряды выставили владельцы дорогих магазинов, и коллекция быстро попала во внимание российских звезд. Девушки организовали собственные шоурумы и выставили наряды в Москве, Уфе и других городах.
— Коллекция отличная, она до сих пор хорошо продается, и мы гордимся ею, — говорит Диля.
Пока бизнес развивался, девушки продолжали творить. В поисках новых модных решений Диля сочетала стили и пробовала новые ткани. Но вдохновение пришло внезапно и прямо в шоуруме.
Каждую свободную минуту Диля посвящает любимому делу — ее страничка в соцсети пестрит эскизами и набросками одежды.
Встреча с музой
С Марией девушки познакомились в магазине. Изящная красавица и известная в фешен-кругах модница заглянула к ним и рассыпалась в комплиментах. Девушки подружились в соцсетях, организовали мастер-класс в Уфе с ее участием. Дилю Мария покорила своей элегантностью и вдохновила на новую коллекцию.
— Пока мы общались, пришла идея создать коллаборацию (т. е. сотрудничество — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей. — Прим. ред.). Нужно было отшить абсолютно новую одежду, главной чертой которой будет элегантность. Мария брала на себя функцию PR, обеспечивая продвижение бренда и сторону маркетинга, — рассказывает Диля.
Так началась трудоемкая работа над новой линией одежды.
«Ты моя Дольче, я твоя Габбана»
Творческий тандем складывался отлично. Мария продвигала творчество девушек в социальных сетях и на модных тусовках, в этот момент Диля и Гузель вкладывали не только моральные, но и материальные ресурсы в создание коллекции.
— Дорогие лекала, дорогой пошив. На создание образцов мы потратили сбережения, еще и занимали у друзей. Получилось потрясающе! А Мария пророчила нам блестящее совместное будущее, — делится девушка.
После пошива образцов девушки планировали пустить коллекцию в тираж, но Мария предложила показать наряды на неделе моды Mercedes Benz, который проходил в Москве в сентябре.
«Ночь перед показом 50 луков выглядит так», — подписала Диля это фото в инстаграме.
«Объявила себя содизайнером»
По словам музы, показ коллекции должен был быть бесплатным, однако на подготовку и выступления Диля и Гузель снова выложили кругленькую сумму. Новые расходы появлялись внезапно, а Мария уверяла, что все окупится.
— Уже во время недели моды начались странности. Сначала Мария объявила себя содизайнером, потом неожиданно убрала наши имена из пресс-релизов и описаний коллекции. Что-то мы вовремя подмечали и исправляли, что-то нет. Только позже поняли, что все было спланировано, — говорит Диля.
В финальном показе Мария предложила очередной концепт: одеться в одинаковые футболки и не выходить на поклон к зрителям. Девушки одобрили идею, и надели футболки с надписью Staff. Коллекция имела большой успех. Но под бурные аплодисменты публики на сцене неожиданно появились не истинные создатели коллекции, Диля и Гузель, а Мария в шикарном наряде, которую ведущий неожиданно объявил дизайнером.
«Забрала нашу коллекцию»
Так общественность стала свидетелем «рождения» нового дизайнера. Диля и Гузель остались в тени и решили отстоять свои права.
— Недоумению нашему не было предела. Сами придумали, сами сшили, потратили деньги и остались абсолютно ни с чем! Со всеми вопросами обратились к Марии. Мы были не против, чтобы она стала содизайнером. Но если она единственный дизайнер, то пусть заплатит за наши труды! Мы не получили ни копейки, обещанные доходы так и остались на словах, — вспоминает Диля.
В ответ на возмущения «дизайнер-маркетолог» успокоила девушек и сказала, что все вернет на свои места, а после… добавила бывших партнеров по бизнесу в черные списки.
Начало возрождения
Девушек ситуация могла сломить. Такого предательства они не ожидали, а отголоски негативного опыта продолжали доноситься из сетей популярной дамы.
— Только лекала остались у нас, даже аккаунт в соцсетях остался у Марии. А еще название, средства, потраченные на его раскрутку. К тому же на странице потенциальных покупателей уверяют, что других коллекций у нас нет, — продолжает Диля.
После случившегося несколько дней девушка не могла выйти из дома. Много рисовала, болела. За это время Диля и Гузель придумали новое название и создали новый профиль, чтобы коллекция, несмотря на попытки ее уничтожить, жила.
— На самом деле наш бренд живет, и мы даже создали новую линейку, которую назвали в честь той поддержки, которую оказали друзья и знакомые в этот сложный момент, — призналась Диля.
Мнение юриста
Юрист Алина Абдрахимова профессионально оценила творческий тандем и раскрыла причины такого неудачного сотрудничества
— Статья 1228-я Гражданского кодекса гласит, что автором произведения искусства признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ, — рассказывает специалист.
По словам юриста, права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно.
— Девушки-дизайнеры являются собственниками бренда и коллекции. Мария вправе лишь потребовать компенсацию своих вложений, она никак не автор, раз просто участвовала в продвижении бренда и самой коллекции, — поясняет Алина Абдрахимова. — Однако ошибкой талантливых уфимок в данной ситуации стало отсутствие договора между сторонами. В подобных случаях я рекомендую собирать доказательства того, что авторами бренда и коллекции являются именно его создатели, и обращаться в суд. Правда, нужно быть готовым к тому, что и вторая сторона также захочет потребовать через суд компенсации своих пусть и не материальных вложений, но это уже другая история.
Знаете подробнокти этой истории? Присылайте ваши сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987–101–84–78.