Церковь Николая Чудотворца в Белорецке стала долгостроем — ее начали возводить в конце прошлого века, а в 2005 году финансирование закончилось, и вся надежда только на пожертвования.
Геннадий Гукиш вот уже полтора года возводит гигантское сооружение в одиночку, каждый день приезжая на работу из Магнитогорска.
Корреспондент UFA1.RU забрался под облака и посмотрел на дело рук Геннадия с высоты птичьего полета.
Городок в очаровании энтропии
Небольшой городок башкирских металлургов, где живет всего 70 тысяч человек, поражает своей заброшенностью и какой-то неухоженностью. Редактор местной газеты Людмила Денисова рассказала, что людей в Белорецке почти ничего не интересует: ни криминальные новости (видимо, все наелись негатива), ни даже благоустройство родного города. Пожалуй, единственная достопримечательность здесь — старинная водокачка из красного кирпича, да заводской гудок, который более ста лет гудит шесть раз в сутки и провозглашает конец рабочей смены. Единственное, что еще интересует белоречан, — это спорт, здесь есть даже чемпионы мира по некоторым видам, и народное пение, в городе масса народных певческих коллективов — хор, капелла, народные ансамбли.
После того как москвичи перекупили главное градообразующее предприятие Белорецка, город и вовсе стал погружаться в сонное очарование энтропии — естественного разрушения и деградации. Москвичам, новым хозяевам комбината, он неинтересен, вкладываться в городок новые хозяева не спешат, да и особо не хотят. А откуда еще взять деньги в местном бюджете, тем более на строительство церкви?
Поэтому и затянулось строительство грандиозного храма, начатого по указанию и благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского в конце прошлого века. А с 2005 года церковь строится исключительно на пожертвования горожан, и едва ли увеличилась хотя бы на десяток кирпичей.
Пока на прорыв долгостроя, как на амбразуру, не бросили молодого священника — отца Василия.
«Отслужил службу — и на столб полез»
Мы встретились с отцом Василием у стен недостроенного храма и поговорили о сложившейся ситуации.
— Вначале храм строился активно, потому что помогал финансово Белорецкий металлургический комбинат. Но с 2005 года церковь строится исключительно на пожертвования прихожан. Правда, строитель у нас всего один, — с сожалением говорит батюшка, — это каменщик из Магнитогорска Геннадий Гукиш.
Геннадий работает на стройке уже полтора года, и объем кладки, произведенной им, просто гигантский: четыре высоких фронтона выложил он один. Помогают Геннадию казаки из местного сообщества: подъемное устройство доставляет поддоны с кирпичами лишь до крыши первого этажа, а дальше их приходится таскать вручную. И если батюшка поднимается под купол, то обязательно захватывает с собой несколько кирпичей.
— Надеюсь, с божьей помощью построим! Работы, конечно, непочатый край. Всем мне приходится заниматься самому: и водоотведением, и газификацией и оформлением документов, — говорит Василий. — Да у нас в храме все так трудятся… Вон наш дьякон Андрей — отслужил в церкви службу и на столб полез — электричество налаживать…
Конечно, и деньги еще очень большие нужны. Около 30 миллионов. Мало подвести здание под крышу, дорого обходится и внутреннее убранство. Как в православном храме обойтись без иконостаса или икон? Главные местные меценаты — пенсионеры. Некоторые из них, те, кто работает, переводят на строительство храма всю свою зарплату.
Работает под облаками
Мы увидели Геннадия на высоте 40 метров от земли. Он выкладывал «барабан» под сияющим на солнце золотым куполом. Храм огромный, он, похоже, даже больше, чем кафедральный собор в Уфе. Если б мы могли летать, как птицы, то сверху нам открылся бы громадный крест: такую архитектурную форму принято придавать храмам во имя православного святого Николая Чудотворца.
Строчка Геннадия разительно отличается от предыдущей кладки каким-то изяществом и почерком. Смотришь и любуешься.
Забираемся на самую верхотуру, на высоту почти 20-этажного дома, — Геннадий работает под самыми облаками. У меня кружится голова и захватывает дух — какой вид открывается на город, на комбинат, на пруд. Храм стоит в самой высокой точке города недалеко от дореволюционного белокаменного собора, стоявшего когда-то неподалеку от этого места. Собор Николая Чудотворца полностью разрушили большевики, а батюшку Михаила Громогласова расстреляли. В начале перестройки русская церковью за рубежом официально канонизировала Громогласова в святые.
Из моих ладоней вдруг пошло тепло!
Геннадий жил ни о чем особо не задумываясь. Строил по заказу дома для людей. Любил работать в одиночку, зарабатывал неплохо. Сам он детдомовский, осел в Магнитогорске и прилепился к женщине с двумя девочками. Вырастил их как своих. А жена вильнула хвостом и уехала жить в Испанию. Вместе с дочками. Нянчит там внучат. Так и остался Геннадий снова один, как в детстве.
— Все получилось случайно, — рассказывает Геннадий, — позвонил мне знакомый, сказал, что на строительство храма нужен каменщик. Никто не хочет: уж больно опасная работа на высоте — упадешь, инвалидом станешь — кому нужен тогда? А я подумал и согласился. Поначалу было очень страшно. Сам поднимал доски на высоту, колотил леса, мастерил перила. Потом привык. Зима нынче была очень холодная снежная. Но работу не прекращал. Каждое утро встаю в пять часов, еду из Магнитогрска в Белорецк на автобусе. От вокзала иду пешком. Уже в 8:30 приступаю к кладке. И так до вечера с часовым перерывом на обед…
— Так вы здесь ради денег трудитесь или за идею? — спрашиваю Геннадия.
— Да какие тут деньги, — смеется он и машет рукой. — В городе на коммерческих заказах заработал бы гораздо больше. Но здесь все другое. Я человек-то сам не очень верующий. Где-то, конечно, в глубине души верю, но пока сам не увижу Бога в глаза, наверное, буду сомневаться. А тут, вы знаете, у меня из ладоней какое-то тепло пошло. Вот голубя вылечил. У него лапка была повреждена. Он прилетал, садился ко мне на ладонь и… засыпал, впадал в транс. Засыпал вместе с ним и я. Также и кошку приручил. Она приходит ко мне в обед и тоже засыпает у меня на руках. Так веселее! Этот храм закончу, хочу еще один построить. В Магнитогорске мне не дали строить церковь, палки в колеса вставляли. А здесь вот поверили. Главное, надо с любовью работать и душу вкладывать в то дело, которым занимаешься.
Батюшка Василий надеется, что Николай Чудотворец как-то поможет достроить это архитектурное чудо. Если вдруг в ком-то проснется дух святой — добро пожаловать! Звоните в редакцию, мы подскажем, как связаться с храмостроителями.
Если вы хотите поделиться интересной информацией, то присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.