16 сентября понедельник
СЕЙЧАС +16°С

Новая жизнь заброшенной недвижимости

Поделиться

Количество заброшенных промзон, пустующих фабрик и никому не нужных складов в России исчисляется сотнями. Случаи редевелопмента, когда таким объектам недвижимости дарят вторую жизнь, по-прежнему редки. В Гильдии управляющих и девелоперов РФ в начале этого года даже создали экспертный совет, на заседаниях которого планируют открывать глаза застройщикам на перспективы этого направления строительства. Пока эксперты размышляют над терминологией, наш сайт отыскал крупные и интересные проекты редевелопмента в России. Среди них как успешные практики, так и пока просто планы региональных застройщиков по реновации земель.

Москва на 17% состоит из промзон. Территории заводов и предприятий занимают 19 тысяч гектаров. Половина из них может подвергнуться редевелопменту в ближайшее время, сообщил в декабре прошлого года замглавы департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Павел Панов. В программу реновации включены территории заводов «Серп и молот», «Станталит», «Борец», ОАО НПО «Взлет», бывший Тушинский аэродром, Даниловский рынок и другие объекты.

«Полуостров ЗИЛ»: автозавод превращают в жилой комплекс

Территория автозавода ЗИЛ – одна из крупнейших и старейших промзон Москвы. Занимающий ее автомобильный завод имени Лихачёва был основан еще в 1916 году. За годы своего существования он претерпел не одну модернизацию. Но к началу 21-го века 90% цехов и предприятий оказались заброшенными. Вскоре столичные власти задумались о масштабной реконструкции перспективной территории в 300 га, расположенной всего в пяти километрах от Кремля.

В 2013 году проект реновации старейшей промзоны Москвы утвердили столичные власти. Разработанная архитектурным бюро «Проект Меганом» концепция получила название «Полуостров ЗИЛ». Согласно проекту свыше 450 га застроят жилыми и общественными зданиями общей площадью 4,5 млн квадратных метров. Большую часть заброшенных заводских построек хотят снести, демонтаж некоторых, к слову, уже начался в прошлом году. Несколько зданий могут сохранить в декоративных целях, в них расположится музей и выставочный центр. По предварительным подсчетам, на редевелопмент территорий автозавода потребуется не менее 10 лет. Объем инвестиций в мегастройку составит от 5 до 15 миллиардов долларов. Воплощать проект в жизнь будут в несколько заходов.

Любопытно, что окончательного решения о том, будут ли сохранены автомобильные производства, власти пока не сообщают. По одной из версий, заводу оставят 50 га в южной части стройплощадки, по другой – только 10 га. Также в СМИ озвучивался вариант переноса оставшихся мощностей АМО «ЗИЛ» в специально созданный автокластер за пределами столицы.

Фото с сайта градостроительной политики и строительства города Москвы Stroi.mos.ru/kontakty

Остров реконструкции в Петербурге

«Серый пояс» культурной столицы России также внушителен. По подсчетам местных специалистов, зона промышленности в Санкт-Петербурге занимает 13% от всего города. Поэтому и проекты редевелоперов поражают масштабом. В ближайшие годы, к примеру, планируют пустить под реновацию целый остров, расположенный всего в 5 км от Дворцовой площади и Эрмитажа.

В список для реноваций попали и другие питерские территории и объекты: например, заводы «Электросила», «Петмол», бывший Сталепрокатный, фабрики им. Крупской и «Нево-Табак». Планируется переезд «Адмиралтейских верфей».

Сейчас на территории 130 га Петровского острова сосредоточено несколько промышленных объектов. Это заброшенная канатная фабрика и особняк ее основателя Ивана Гота 1800 года постройки, корпусы бывшего пивоваренного завода (10 га), здания крупного оборонного предприятия (16,5 га) и судоремонтный завод. По информации сайта «Фонтанка.ру», эти объекты планируется перенести. Согласно утвержденному питерской администрацией плану развития Петровского острова, бывшую промзону застроят жильем и деловыми объектами. Здесь появится несколько новых микрорайонов, офисных центров и ТРК, а также гостиницы и новый яхт-клуб. Ныне существующие жилые дома, спортивные комплексы, стадион «Локомотивный», а также большой Петровский парк с прудом и другие социально значимые объекты оставят, но серьезно реконструируют. Под жилье переоборудуют и старинные здания канатной фабрики. Девелопер обещает максимально сохранить вид объектов, имеющих историческую ценность.

Фото с сайта Petrovskij-ostrov.ru и архитектурного сайта Санкт-Петербурга Citywalls.ru

Уфа: старейший универмаг страны в новом формате

Масштабной реконструкции подвергают не только территории заводов, оказавшиеся в центре города, но и заброшенные фабрики и склады, давно переставшие приносить пользу. Так произошло с торговым центром «Башкортостан» в Уфе, который на недавнем совещании в Гильдии девелоперов и управляющих охарактеризовали как один из успешнейших примеров редевелопмента в стране.

Редевелопмент – реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования.

Построенное еще в 80-е годы здание много лет считалось одним из крупнейших универмагов страны. По словам уфимцев, в выходной день в «Башкортостане» было просто не протолкнуться – ежедневный трафик достигал 30 тысяч человек. За покупками в универмаг съезжались со всей республики. Говорят, именно здесь можно было приобрести первые джинсы и выбрать продукты, прогуливаясь по рядам с тележкой самообслуживания.

С появлением современных торговых центров и сетей формата «магазин у дома» «Башкортостан» перестал быть столь популярным. Огромное здание, большую часть которого занимал склад, пустовало. В 2012 году нашлись инвесторы, и началась масштабная реконструкция. Буквально за пару лет бывший универмаг преобразился – ему обновили фасад, на здание установили красивую подсветку, поменяли название. Теперь это лайфстайл «Башкирия». Помимо шоу-румов, салонов красоты и ресторанов, здесь можно найти МФЦ с госуслугами, выставочный зал и центр творчества, в котором частные арт-студии соседствуют с муниципальными кружками для детей.

Фото с сайта Bashkirialifestyle.ru

Пермь: башни вместо психбольницы

Большая часть территорий, подходящих для редевелопмента, находится в центральных частях крупных городов. С одной стороны, это лакомый кусок для застройщика, с другой – у этих объектов возникают проблемы с допусками и документами. Так, оказались незаконченными едва начавшиеся проекты в старинных городах России – Санкт-Петербурге, Ярославе и Архангельске. На первый взгляд подходящие для реноваций территории и заброшенные здания при ближайшем рассмотрении оказывались историческими, трогать которые нельзя. Похожая ситуация возникла в Перми, где уже много лет думают над тем, как выгодно использовать территорию бывшей краевой психиатрической больницы – квартала №179.

Споры о судьбе порядка 10 га земли в районе улицы Революции ведутся еще с 2000-х годов. Тогда построенные в дореволюционное время здания лечебницы признали аварийными, а условия содержания в них больных – противоречащими санитарным нормам. Сначала действующую клинику хотели перенести в другое место, а оставшийся участок полностью очистить. Затем передумали, и участок с несколькими строениями отмежевали. На аукционах то объединяли лот в один, то снова дробили на несколько небольших участков. Архитекторами было представлено несколько концепций будущего микрорайона, каждая из которых вызывала те или иные претензии: одни проекты не нравились жителям, другие – контролирующим органам. Проект со строительством 32-этажных зданий столкнулся с законодательным препятствием – оказалось, строить гигантские небоскребы в центре Перми запрещено.

В итоге остановились на проекте французского архитектора Антони Эмманюэля Бешу, а летом 2014 года право на аренду земли сроком на шесть лет на торгах продали крупному федеральному девелоперу. Старые постройки были снесены, а в прошлом месяце застройщик залил фундамент первого жилого дома. Проект предполагает также организацию парковой зоны в 2 га.

Фото с сайта Dom.59.ru

Самара: крупный ЖК на месте хлебозавода

В дореволюционные времена Самару считали хлебной столицей России. Город славился большим количеством амбаров и мельниц. Количество пекарен и хлебозаводов и сегодня исчисляется десятками, но с одним из них самарцы уже попрощались. В 2013 году хлебозавод №9 объявил себя банкротом. По некоторым данным, долг предприятия составил более 40 миллионов рублей. Заброшенные цеха, построенные в 1939 году в стиле конструктивизма, пустовали недолго – земельный участок площадью в 2,9 га в центре города со всеми строениями приобрел местный инвестор.

В начале этого года на территорию когда-то успешного хлебного предприятия, расположенную на пересечении Московского шоссе и улицы Пролетарской, заехала строительная техника – землю освободили от производственных и складских корпусов. Сегодня девелопер активно готовит площадку для строительства жилого комплекса экономкласса. Планируется, что уже через пару лет здесь появятся первые новоселы, а окончательно комплекс оформится через пять лет. Концепция редевелопмента предполагает строительство высоток в 16 и 25 этажей. Примечательно, что, в отличие от пермяков, жители Самары поддержали небоскребные планы застройщика – проект единогласно был одобрен на публичных слушаниях еще в 2015 году, сообщает администрация города.

Фото с сайта Dom.63.ru

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    15 мар 2016 в 16:22

    Картина называется "Фашист пролетел"! Наши старики нам эти работающие производства и цеха оставили и теперь ни те ни другие не нужны, а мы что детям-внукам оставим?! Одни дома и ТЦ! И чем будут жители заниматься- только пере продажей и обслуживанием друг друга! И откуда тогда у нас будет доход в государстве, вот и получается что только от продажи сырья - нефти, газа, леса! Так и останется нищими. Мерзко как то на душе от этой разрухи кругом

    Гость
    15 мар 2016 в 14:10

    Да, кончают советское наследие. Ведь все производили. А теперь дома да торговые центры

    Гость
    17 мар 2016 в 14:15

    Все имеет свое начало, расцвет и конец. На дворе даже не начало 21 века, а конец второй декады 21 века. Производства середины и даже конца 20 века устарели физически и морально и требуют замены. И заменять их надо новыми технологиями, которые иногда не совместимы со старыми производствами ни технологически, ни географически. Не надо скулить по этому поводу.На фабрике 20 века не собрать не только Айфон, но и современный автомобиль. Это нормальный процесс, который проходит не только в России, но и во всех технически развитых в 20 веке обществах. В Европе масса заброшенных производств. Сам термин "редевелопмент" пришел к нам с Запада. Типичные примеры: Ливерпуль, Барселона.