Недвижимость Домострой Договориться с управляющей компанией

Договориться с управляющей компанией

Многие жители многоквартирных домов, выбрав способ управления таким домом, уже заключили договор управления со своей жилищной организацией, которая обслуживает объект (ТСЖ, управляющая компания)...

Многие жители многоквартирных домов, выбрав способ управления таким домом, уже заключили договор управления со своей жилищной организацией, которая обслуживает объект (ТСЖ, управляющая компания). Вместе с тем некоторые жители так и не знают своих прав и обязанностей перед жилищной организацией, а также прав и обязанностей своей жилищной организации перед жильцами.

Такая ситуация возможна, когда жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, не заключила в письменной форме со всеми жителями (в том числе с нанимателями) договор управления многоквартирным домом, либо у жителей на руках имеется подписанный экземпляр договора, в котором условия отражены нечетко и расплывчато.

Возможна ситуация, когда собственник помещения обслуживался в одном ТСЖ, с которым был заключен достаточно четкий, проработанный договор управления многоквартирным домом, и, переехав в другой жилой фонд, не получил на руки новый договор по причине его отсутствия. Либо все-таки получил, но гораздо хуже по содержанию, чем имел раньше.

Договор на управление домом – это соглашение, достигнутое и подписанное как минимум двумя сторонами: жилищной организацией и собственником жилья. За нанимателя договор подписывает собственник помещения (представитель органа местного самоуправления). В большинстве случаев условия договора разрабатывались управляющей организацией, поэтому для потребителя лучшим вариантом будет, когда условия договора четкие и понятные, не содержат общих формулировок, а также условий, ущемляющих установленные законом права потребителей. Договор должен быть составлен грамотно и с максимальным учетом интересов жильцов.

Очень часто квартировладельцы не могут договориться ни между собой, ни с управляющей компанией в том, какими должны быть форма и содержание этого документа. Вопрос настолько острый, что его разбирали на государственном уровне: в марте в Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол с представителями региональных и столичных управляющих компаний. Как подчеркнул руководитель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, Москва в целом является примером того, как не надо управлять жилым фондом.

По словам директора по развитию УК «Проминвест» Олега Вихтюка, в одном и том же доме может существовать десяток договоров с управляющей компанией, потому что люди не смогли привести все пожелания к единому знаменателю. Кроме того, очень редко бывает, когда договор управления подписывают более 50% жильцов, как положено по Жилищному кодексу. Как правило, такой договор подписывают максимум 20-25%. Камнем преткновения, считает эксперт, является то, что нет текста договора, который можно было бы взять за основу и вносить необходимые изменения. «А уж порядок расторжения вообще нигде не прописан», – отмечает Вихтюк.

Договор между жильцами и жилищной организацией должен содержать следующую информацию:

  • адрес дома, который жилищная организация берет на обслуживание;

  • перечень общего имущества этого дома;

  • список коммунальных услуг, если их оказывает жилищная организация;

  • список работ по ремонту и обслуживанию общего имущества, а также порядок внесения изменений в этот список;

  • порядок расчета цены договора, взносов за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения;

  • порядок и сроки внесения платежей по договору;

  • порядок осуществления контроля за работой жилищной организации.

При заключении договора из предложенного стандартного списка оказываемых услуг и выполняемых работ жильцы могут что-либо вычеркнуть, что позволит уменьшить размер платы. При этом следует помнить, что запрещено исключать из договора услуги и работы, проведение которых необходимо для поддержания в надлежащем состоянии самого строения и имеющихся коммуникаций. В договоре должен быть четко прописан механизм, позволяющий установить факт ненадлежащего оказания услуг. Например, если в холодное время года температура в квартире слишком низкая, отсутствует горячая вода, то следует указать, каким образом это может быть удостоверено. Изначально зафиксировать в договоре все спорные моменты гораздо легче, чем когда такой договор уже подписан большинством собственников помещений многоквартирного дома.

В Москве, как рассказал Андрей Широков, происходит ситуация, о которой можно сказать «перестарались»: в свое время были выпущены брошюры с примерным текстом типового договора (кстати, его же можно найти на сайте столичного Департамента ЖКХ и благоустройства), но этот текст местные управляющие компании в основном взяли как руководство к действию и любые отклонения от «нормы» принимать отказываются. Между тем жильцы имеют полное право добиваться внесения в договор своих поправок и условий. Таким образом, типовой договор, выпущенный в помощь жильцам и «бродящий» по городам, оказался палкой о двух концах.

Одна из причин, по которым стороны не могут договориться, – это стоимость услуг управляющей компании. Не секрет, что управляющие-бизнесмены порой норовят завысить стоимость своих услуг, а иной раз замахиваются и на тарифы, установленные муниципалитетами: увеличивают и их в надежде, что никто не заметит. Поэтому, как считают специалисты, нужно установить перечень услуг и указать рекомендованную цену для каждого региона. Набор может быть минимальный (то есть необходимый любому дому), базовый (расширенный) и так далее. Тогда, скорее всего, в сфере управления жилым фондом было бы меньше спекуляций, уверены чиновники.

Более того, на сегодняшний день нет никаких стандартов по управлению недвижимостью вообще. Везде присутствуют свои стандарты расчетов. Нет контроля и формы предоставления отчетности управляющими компаниями. Если повезет, то в краткие сроки (правда, какие именно, в резолюции ТПП не указано) рынок получит дополнения к нормам ст. 162 Жилищного кодекса (договор управления МКД будет носить статус публичного договора); управление жилыми домами будет признаваться профессиональной деятельностью; также будет разработан типовой публичный договор профессионального управления многоквартирным домом.

Что дает признание договора публичным? Согласно ст. 426 Гражданского кодекса, к коммерческой организации – стороне такого договора – будут применимы несколько норм. Организация, предоставляющая услуги управления жилыми домами, не вправе отказаться от заключения договора. Также она не вправе оказывать предпочтение кому-либо при заключении договора. Цена и прочие условия договора должны быть одинаковы для всех потребителей. В целом публичный договор направлен на защиту прав потребителя, так как именно эта сторона признается более слабой. А основной договор (на общих условиях) позволяет, как правило, коммерческой организации диктовать свои условия (что мы и наблюдаем сегодня очень часто на рынке управления жильем).

Таким образом, если изменения в законодательстве вступят в силу достаточно быстро, можно будет как минимум ожидать, что права собственников жилья, которые страдают от произвола недобросовестных управляющих, будут защищены надежнее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем