Имена злостных неплательщиков по кредитам и другим платежам могут быть раскрыты. На днях о таком предложении заявила Федеральная служба судебных приставов. По информации РИА «Новости», руководитель ФССП Артур Парфенчиков рассказал о том, что начали приставы с составления базы данных злостных алиментщиков. Вся информация появится на официальном сайте ФССП. Вслед за ними, возможно, пойдут должники по различным видам банковских кредитов.
Глава Федеральной службы судебных приставов в качестве примера привел опыт Финляндии. В этой северной стране черный список должников всегда открыт для всех желающих, правда, за определенную плату. Но Артур Парфенчиков также акцентировал внимание на том, что предварительно нужно тщательно взвесить все «за» и «против» и, разумеется, детально проработать механизмы и условия раскрытия таких данных. «Это такой вопрос, который надо 77 раз отмерить, – пояснил г-н Парфенчиков. – Не должны быть нарушены конституционные права граждан. Если мы будем вносить какие-то предложения, то обязательно вынесем их на обсуждение общественных организаций, Общественной палаты и потом уже примем взвешенные решения».
Сами банкиры по-разному реагируют на инициативу судебных приставов. С одной стороны, если решение выставить список неплательщиков на всеобщее обозрение будет принято, то это отчасти поднимет платежную дисциплину граждан. Это и понятно, ведь просроченная задолженность по банковским кредитам в прошлом году возросла почти вдвое и составила к декабрю 251,2 млрд рублей. По данным Банка России, объемы просроченной задолженности по кредитам в двадцати крупнейших российских банках с января по ноябрь 2008 года возросли более чем вдвое и достигли 251,2 млрд рублей.
Самый высокий уровень просроченной задолженности сформировался в ноябре, увеличившись за месяц на 47,5 млрд рублей. Общий объем просрочки по кредитам всех российских банков возрос на 212,5 млрд рублей – до 396,6 млрд рублей. На 1 декабря 2008 года, доля задолженности в совокупном объеме выданных кредитов составила 2% против 1,3% в начале года.
Объем просроченной задолженности по кредитам частным лицам оставил на конец ноября 143,3 млрд рублей, что на 48,7% больше, чем в начале года. Общий объем кредитного портфеля за этот период увеличился на 36,5%. Ближе к концу года, в декабре, кредитный портфель банков снизился на 0,7%, а просрочка увеличилась на 7,2%.
По данным Банка России на 1 октября 2008 года, лидерами по приросту просроченной задолженности по выданным кредитам стали госбанки: в Сбербанке просроченная задолженность выросла на 4,9 млрд рублей (+9,6%), в ВТБ – на 4,4 млрд рублей (+35,0%). В пятерку вошли также «Альфа-банк» (3,2 млрд рублей, +33,9%), банк «УРАЛСИБ» (1,8 млрд рублей, +22,4%) и «Росбанк» (1,1 млрд рублей, +15,2%). Отдельно в сегменте розничных кредитов наибольший прирост просроченной задолженности произошел в Сбербанке (рост на 1,6 млрд рублей, или на 11,6%), банках «Ренессанс Капитал» (895,8 млн рублей, 16,0%), «Русский стандарт» (585,6 млн рублей, 2,3%), в Банке Москвы (523,4 млн рублей, +16,0%), Home Credit and Finance Bank (481,0 млн рублей, +4,6%).
Но в идее обнародовать детальные списки должников есть и другая сторона. Экспертам предстоит решить, не станет ли она противоречить действующему Закону «О персональных данных».
«Сразу возникает большое количество вопросов. Что подразумевается под общедоступностью данных? Каким образом предлагается формирование данного списка? Для кого и с какой целью? Не возникнет ли злоупотреблений? – комментирует руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской ипотечный банк» в Уфе Ольга Садыкова. – Если речь идет о предполагаемых плюсах для банков при проведении андеррайтинга потенциальных заемщиков, то в этом нет необходимости. В России существуют и эффективно работают Бюро кредитных историй, с которыми банки взаимодействуют самостоятельно. На мой взгляд, дисциплинировать недобросовестных заемщиков нужно иными способами: например, невозможностью выезда за рубеж, отказом в выдаче новых кредитов до тех пор, пока не будет погашена прежняя задолженность и прочее. Это более эффективные методы».
Директор департамента розничного бизнеса КМБ БАНКа Татьяна Жаркова (банк группы «Интеза Санпаоло») отчасти соглашается с предыдущим экспертом. «Безусловно, перспектива оказаться в подобных списках, которые будут общедоступными, будет как минимум дисциплинировать клиента. Как обратный эффект – возможный рост недоверия к банкам, – говорит Татьяна Жаркова. – Такой вариант можно было бы рассматривать на предмет правомерности, в случае, если бы определение «злостности» было одним единственным для всех, и существовала уверенность в том, что каждый из банков добросовестно заносит в подобный список только тех, кто соответствует нужным критериям».
Фото: Фото с сайта Оgoniok.com