Создание своего стула входит в обязательную программу каждого настоящего дизайнера. В портфолио всех крупнейших мастеров ХХ века есть, как минимум, один выдающийся стул, появление которого вызвало настоящий переворот в области дизайна интерьера и о котором не перестают говорить до сих пор. Почему художников не привлекает, к примеру, стол или шкаф? Ведь с ними мы встречаемся не меньше, чем со стулом. И тем не менее именно стул занимает лидирующую позицию в хит-параде любимых предметов дизайнера. Итак, представляем вашему вниманию самые известные в истории дизайнера стулья. Каждому из них довольно много лет, но, несмотря на свой возраст, эти предметы мебели не превратились в музейную пыль, а продолжают свою жизнь в современных интерьерах.
«Хилл Хаус», стул для спальни (1902-1903). Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия
Макинтош, будучи одним из «отцов» британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составляющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых он выбрал прямую линию и прямой угол. Получился своего рода чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус», как и у других стульев этого семейства, очень высокая спинка. Кажется, что дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам.
Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. Становится понятно, что это не просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду – горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура – вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.
Венский стул «Модель 14» (1859). Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия
Середина 19 века, Австрия. Мебельщик Михаэль Тонет в 1842 году запатентовал метод «гнуто-клеенной» технологии изготовления мебели, и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев было как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно называться венским стулом. Тем не менее среди всей этой гаммы есть стул, ставший действительно классикой. Это «Модель 14», которую Тонет довел до совершенства.
Трехмерное «гнутье» позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не революционность технологии стала причиной бешеной популярности венского стула.
Удобный, легкий и ажурный, он обладал незаменимым свойством – мог вписаться в любой интерьер органично и незаметно. Таил в себе этот предмет мебели еще одну изюминку – стоило человеку сесть на него, как стул начинал напоминать о себе только изгибом тела сидящего.
Шезлонг Model B306 (1928). Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция
Его стул напоминает лежанку и как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Стоит человеку взглянуть на этот стул, как он тут же почувствует его удобство. Особенно привлекает валик, расположившийся в «голове» стула.
«Табурет 60» (1933). Дизайн: Альвар Аалто, Швеция
Простой табурет, продаваемый миллионами. Он был запущен в производство в 1933 году и сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется и по сей день. Бывают вещи вне времени – они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология и, как результат, – очень дешевое производство. У стула есть дополнительное полезное свойство – складируемость. Табуреты составляются один поверх другого высокой стопкой, что крайне удобно при дефиците жилого пространства.
И технология, и идеология близки венскому стулу. Так же, как «Модель 14», аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный – словно солнышко. Ножки напоминают лучи. Этот оригинальный табурет сделан из дерева.
«Mezzadro» (1957). Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия
В 1957 году в Италии, на вилле Ольмо в Комо, проходила выставка «Цвет и форма в сегодняшнем доме». Дизайнеры братья Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей.
Особенно запомнилась ни на что не похожая забавная табуретка «Mezzadro», которая навевает массу ассоциаций: то ли заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. На самом деле все гораздо проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет. Со времени той выставки актуальность формы «Mezzadro» не уменьшилась. Эта почти полувековая «старушка» весьма органично смотрится в агресивно-молодежных интерьерах и даже в ультрасовременных хай-тековских.
У табуретки «Mezzadro» есть «брат», представленный на той же выставке и также достойный упоминания. Они очень разные по внешнему виду, но весьма близкие по духу. Этот табурет предназначен для телефонных разговоров. Способ его использования звучит довольно замысловато: «сидеть стоя или стоять сидя». Велосипедное седло насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. В итоге получается своеобразная «неваляшка».
Кресло «Сакко» (1968). Дизайн: Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия
Талантливые итальянские дизайнеры собрались вместе и создали бесформенный и розовый образец «антидизайна». Хорошего, качественного дизайна к середине 60-х стало слишком много, и он начал утомлять. Радикальная молодежь предпочла делать «дизайн без вещей» – дизайн поведения. Они отказались от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В то же время, несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной функции (удобство сидения) кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка наполнена пластмассовыми гранулами, но не под завязку. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла до логического финала – «мешок» заставили застыть, выкачав из него весь воздух.
W.W. Stool (1990). Дизайн: Филипп Старк, Франция
Стул являет собой нечто космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с изумительной серебристо-хай-тековской текстурой. Cимбиоз экологического сознания и космических технологий. Творение «биомеханического дизайна», идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это только видимость.
Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он немного «завтрашний» – он кажется пришельцем из неизвестного интерьера будущего. Пока он только гость, не совсем органично вписывающийся в современный интерьер. Материал подчеркивает искусственность, но форма стула природная и довольно живая. Таким образом, техника и природа в этом оригинальном творении не противопоставляются, а странным образом существуют неразделимо друг от друга.
Современный мебельный рынок каждый год радует своих покупателей оригинальными и необычными предметами интерьера. А все потому, что люди начинают уставать от однотипности форм, цветов и размеров. Сегодня даже самый взыскательный и привередливый покупатель сможет найти именно то, что полностью соответствует игре его бурной фантазии. Но все, как всегда, упирается в средства, которых зачастую бывает недостаточно для воплощения в жизнь самых смелых и дерзких желаний.
В статье использованы материалы сайта: http://www.v-artmos.ru