Недавно в Москве состоялось 35 заседание Международного ипотечного клуба (МИК), которое, не изменяя своим традициям, собрало на дискуссионной площадке широкий круг игроков рынка недвижимости: представителей профессиональных ассоциаций, банков, страховых и риелторских компаний, застройщиков, оценщиков, аналитиков, а также государственных чиновников и журналистов.
Экспертная группа банковского сообщества подготовила проект закона о потребительском кредитовании. Как отметил вице-президент ассоциации региональных банков Олег Иванов, участникам ипотечного рынка следует обратить особое внимание на этот документ, так как его действие будет распространяться и на ипотеку – один из видов потребительского кредитования.
Прежде всего закон направлен на защиту прав потребителей от недостоверной информации об условиях кредитования, приводящей в конечном итоге к незаконному получению кредита или дефолту заемщика. Обещания за полчаса предоставить кредит без поручителей, первоначального вноса и под низкий процент есть не что иное, как заведомо ложная информация. Но ст. 176 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за это, не распространяется на физических лиц. Чтобы пресечь деятельность кредитных мошенников, в статью будут внесены соответствующие изменения. Ведь недобросовестные посредники вводят в заблуждение не только граждан, но и банки, способствуя получению невозвратных кредитов. В преступных действиях могут участвовать брокеры, оценщики, страховщики, а порой и сотрудники банков.
Другой, не менее важный вопрос, поднятый на заседании, касался отмены с начала 2008 года лицензирования оценочной деятельности. Данное решение продиктовано стремлением снять бюрократические барьеры и препоны, связанные с оформлением разрешения на эти виды работ. «Вопрос об ответственности оценщика за качество и достоверность оценки очень важен. Оценочная компания проводит оценку рыночной стоимости объектов недвижимости, которые служат обеспечением ипотечного кредита, выдаваемого банком. И от того, насколько корректно и профессионально проведена оценка, зависят риски банка, которые в связи с этим очень внимательно подходят к выбору оценочных компаний и постоянному контролю качества оценочных отчетов», – поясняет руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской ипотечный банк» в Уфе Ольга Садыкова.
В ходе заседания было отмечено, что на смену государственным органам, осуществляющим контроль над оценочными компаниями, идут общественные саморегулируемые организации. «Отныне для заказчика так называемым «гарантийным талоном» законности деятельности фирмы и высокого качества ее работы должно стать членство в саморегулируемых организациях оценщиков (СРО). Всем, кто собирается что-то оценивать – будь то бизнес, квартира или машина – надо четко зарубить себе на носу: спрашивать у оценщика при знакомстве следует не о наличии лицензии, а о выписке из реестра СРО.
Формально такие саморегулируемые организации контролирует Федеральная регистрационная служба, Минэкономразвития РФ утверждает стандарты и методические рекомендации и наблюдает со стороны, как СРО справляется со своими обязанностями. Оно всегда готово вмешаться и наказать уже само СРО», – объясняет генеральный директор группы компаний «Эксперт-Оценка» Степан Сарбашев.
Что же касается непосредственно самих потребителей, пользующихся услугами оценщиков, то они не столь оптимистичны в своих прогнозах. Так, главный редактор одного из уфимских журналов о строительстве уверен, что существование лицензирования являлось одним из способов защиты от мошенничества. «Каждый должен знать свои права и обязанности. В этом случае взаимоотношения игроков рынка станут намного прозрачнее. Отмена лицензирования, на мой взгляд, – это попытка избежать ответственности перед потребителем, а также уход от установленных норм и правил», – считает он.
И, наконец, последняя законодательная инициатива, попавшая в поле зрения участников ипотечного комитета, касается коммерческой недвижимости. Известно, что получить банковский кредит на покупку офиса или магазина непросто. Это под силу крупным компаниям, располагающим недвижимостью, которую можно передать в залог банку, выдавшему заемные средства.
Если для жилой недвижимости ипотека наступает в силу закона, то есть без заключения отдельного договора залога, то для коммерческой недвижимости эта процедура выглядит сложнее. Сначала нежилое помещение надо приобрести, оформить право собственности, а потом его можно заложить. Этот порядок и предлагают изменить представители бизнес-сообщества. «Плюсы такого шага очевидны: коммерческая ипотека банкам выгоднее, поскольку кредитование идет на большие суммы и меньшие сроки.
Изменения в законе «Об ипотеке» дадут дополнительный толчок к развитию рынка коммерческой недвижимости. В нашем банке предприниматель, не владеющий никакой недвижимостью, на сегодняшний день может приобрести, к примеру, офис пока лишь под залог собственной квартиры», – комментирует специалист по оформлению ипотечных кредитов филиала «Росбанк» в Уфе Екатерина Иванова.
Таким образом, какой бы области ни касались законы и правила (оценочная деятельность, кредитование малого бизнеса), потребителю следует ориентироваться в их тонкостях и особенностях. Ведь отстоять свои права можно лишь в том случае, если их четко знаешь и понимаешь. А пока этого не произошло, желающие «обвести вокруг пальца» всегда найдутся.