Политика Какая в Башкирии оппозиция?

Какая в Башкирии оппозиция?

В ряде городов России 1 марта прошли траурные шествия оппозиции, посвященные памяти погибшего Бориса Немцова. В Уфе мероприятие, по сравнению с другими городами-миллионниками, было немногочисленным.

Почему это произошло? Представитель регионального отделения партии «Яблоко» Сергей Наумкин сообщил, что 1 марта в мероприятии участвовало примерно 70-80 человек. Немногочисленность собравшихся политик объясняет тем, что мероприятие просто не успели как следует проанонсировать. В администрацию города подавалась заявка на участие в митинге до 450 человек. Но администрация дала разрешение на проведение мероприятия в сквере «Волна» в Затоне. «Это все равно, если бы в Москве траурное шествие, посвященное Борису Немцову, проходило не в центре города, а в Марьино», – говорит Сергей Наумкин.

Поэтому мероприятие проводилось в форме круглого стола (в офисе партии «Яблоко»), а потом собравшиеся вышли на небольшое шествие.

Готова ли уфимская оппозиция объединяться? На этот вопрос Сергей Наумкин отвечает, что в Башкирии отделению «Яблоко» не с кем объединяться, достойных партнеров в политической деятельности он не видит.

Есть ли в Башкирии оппозиция, которая способна собрать под свои знамена множество человек? Опрошенные сайтом Ufa1.ru эксперты сходятся во мнении, что такой силы в республике нет. Причин этому несколько: недоверие населения к лидерам движений, незаинтересованность в политическом процессе, а также нежелание оппозиционных сил к диалогу между собой.

Оппозиция ведет себя непрофессионально

Независимый журналист Артур Асафьев видит несколько причин в малочисленности мероприятия 1 марта. По его мнению, это во-первых, структурная слабость и неорганизованность демократической оппозиции, которая не сумела организовать элементарное оповещение своих сторонников в соцсетях. Именно в соцсетях, поскольку это самый эффективный способ сегодня.

«Уфа – город насыщенный Интернетом, и одновременно в нем много людей, настроенных демократически, а еще больше людей, которые не считают приемлемым политические убийства. Эти люди вышли бы на марш. Но оповещения почти не было, я специально следил за этим», – говорит Артур Асафьев.

Вторую причину эксперт видит в недостаточном авторитете оппозиции и ее отстраненности от политических процессов. Артур Асафьев винит в этом саму оппозицию, которая, по его мнению, несколько лет ведет свою деятельность непрофессионально. «Оппозиция, мало работая системно над проблемами, тревожащими общество, нередко ограничиваясь митингами и декларативными заявлениями, так и на власть, которая принимаемыми законами, подзаконными актами и повседневной поведенческой практикой делает все, чтобы маргинализировать оппозицию, шельмует ее или же, в лучшем случае, просто не замечает, – отмечает Артур Асафьев. – А отношение власти к оппозиции копируют и транслируют государственные, аффилированные с властью или просто зависимые от нее СМИ. Все это, как уже говорил, ведет к дискредитации оппозиции, к потере ею массовой базы и доверия у населения».

Людей волнует другое

Малочисленность шествия 1 марта политолог Владимир Савичев объясняет отсутствием у жителей республики большого интереса к теме политики. По его мнению, произошедшее событие (убийство Бориса Немцова) в большинстве своем уфимцы восприняли отстраненно. И не посчитали достаточным основанием для массового митинга или шествия. Тем более что нет доказанных фактов о причинах, заказчиках и исполнителях этого преступления. Людей, как считает Владимир Савичев, больше волнуют насущные проблемы: рост цен на продукты, тарифы ЖКХ и т.п. При этом, по данным политолога, население связывает рост цен не столько с внутренней политикой Кремля, а скорее с попытками подчинить Россию внешнему влиянию, в том числе с помощью санкций и финансовой блокады.

Поэтому в Уфе, в отличие от других городов-миллионников, ситуация 1 марта была иной.

Также Владимир Савичев отмечает недоверие уфимцев к организаторам мероприятия 1 марта в Уфе. «Они не являются безусловными лидерами мнений для большинства населения, только для локальных групп, – говорит Владимир Савичев. – Также людям непонятно, что движет этими организаторами, какие силы стоят за ними. И тем более не популярны фигуры, которые, в сознании людей, ответственны за шоковые реформы 90-х годов».

Политолог отмечает, что Башкирия всегда отличалась отсутствием широко и устойчиво популярных политических фигур-оппонентов власти. «На стандартных выборах в Госсобрание-Курултай узнаваемость кандидата в округе колеблется от 1до 5%, популярность хотя бы у 15-20% – большая редкость», – приводит цифры эксперт.

Можно ли считать экс-президента Башкирии Муртазу Рахимова оппозиционером нынешнему руководителю региона Рустэму Хамитову? Владимир Савичев считает, что нет. «Всему свое время. Муртаза Рахимов отошел от политики в силу возраста, ему уже пошел девятый десяток лет, он занимался другими делами, в частности, благотворительностью. Хотя как гражданин и критически относится к некоторым шагам действующей республиканской власти», – говорит Владимир Савичев.

На вопрос о том, как администрация главы РБ взаимодействует с различными политическим и общественными организациями, пресс-секретарь главы республики Артем Валиев сообщил, что взаимодействие налажено конструктивное, «практически со всеми налажен диалог».
«Руководитель республики лично встречается с лидерами общественных движений. Это происходит периодически, – говорит Артем Валиев. – Предложений от оппозиции поступает множество. Все они по поручению главы республики детально прорабатываются в Правительстве РБ и администрации главы РБ».

Электорат попрятал розовые очки

Политолог Вадим Гайдук убежден, что и в других городах, где мероприятия были многочисленнее, люди выходили на улицу в первую очередь не из-за политики.

«Сегодня очень сложно оценивать деятельность российской оппозиции и ее роль в современном политическом процессе. Отсюда и неоднозначное отношение к ней в общественности. Убежден, что даже в тех городах, где общественность оказалась более активной, чем в городе Уфе, 1 марта мало кого интересовали чисто политические мотивы, – говорит Вадим Гайдук. – Стоит признать, что на сегодняшний момент еще не существует реальной консолидирующей оппозиционной силы и идеи, способной объединять умы. Да и потребность социума в этих оппозиционных делах сведена к минимуму».

Люди могут быть недовольны многим, считает политолог (уровень заработной платы, условия жизни), но это не делает недовольных приверженцами оппозиции.

«Электорат уже давно попрятал свои «розовые очки», – считает Вадим Гайдук. – Кому верить из оппозиции? Тем, кто работает на Запад? А может, тем, кто, кроме собственной наживы, больше ничего не видит? Или может довериться «карманной» (буферной) оппозиции? Поэтому оппозиционные идеи сегодня не популярны. Хотя правильнее, наверно, сказать: их идеологи сегодня не воспринимаются общественностью».

Если люди выходят на улицы сегодня, это, как считает эксперт, в первую очередь ставит под удар муниципальные власти.

«Мотивация может быть различной в этом случае. Это и политическая борьба за местную мэрию, и все что угодно. В любом случае это все очень далеко от идеалистических материй оппозиции. Скорее, так «бытовуха». Хотя безусловно, что среди них было и много зевак, которые проходили мимо и просто «подключились» к происходящим событиям, – говорит Вадим Гайдук. – Теперь что касается самой Уфы и почему у нас подобные оппозиционные идеи не популярны. Отвечу как уфимец. Да, у нас есть определенные проблемы, и они, как и у всех, социально-экономического характера. Вместе с тем сама политика, которая проводится в муниципальном образовании и на уровне региона, по большому счету устраивает большинство. Да, мы не живем во дворцах, как хотелось бы, но и те условия, которые создаются, вполне приемлемы. Хотя бы по сравнению с другими субъектами Федерации. Да и то, что Уфа – это солнечная зона толерантности и гостеприимства, этого тоже не стоит забывать».

Ольга Владимировна Шабаловская
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем