Город Марганцевый карьер в Башкирии: быть или не быть экологической катастрофе

Марганцевый карьер в Башкирии: быть или не быть экологической катастрофе

По мнению жителей Улу-Теляка, месторождение тяжелого металла вредит их здоровью

В прошлом году у поселка перевернулся самосвал, груженый марганцевистым известняком

Жители поселка Улу-Теляк, что в Иглинском районе Башкирии, в панике: за последние пару лет в поселке один за другим умирают односельчане. Ладно бы отжившие свое глубокие старцы – ведь уходят крепкие мужики и женщины 55-58 лет: внезапно начинают таять на глазах и за полгода сгорают, как свечки.

– У моей подруги за год один за другим ушли отец и мать, – рассказывает уроженка поселка Елена Чернова. – Соседка была – кровь с молоком, дышала здоровьем. За год от нее остались кожа да кости! Недавно узнала – уже ходить не может. У всех – онкология...

Улутеляковцы уверены: всему виной марганцевая руда, которую добывают в 10 километрах от соседнего поселка Тюлько-Тамак.

25-й элемент

Марганцевый известняк начали добывать в Иглинском районе республики в середине прошлого века. Однако на месторождение особого внимания не обратили: основными поставщиками марганца в то время были союзные республики. Вторую жизнь разработка получила в 90-е годы, когда месторождение приобрело предприятие «Башминералресурс».

– Летом 1989 года мы прогремели на всю страну: под Улу-Теляком взорвался газ, на воздух взлетели два поезда с детьми, – говорит Елена. – После той катастрофы все дороги в округе починили, закатали в асфальт.

Дороги пришлись как нельзя кстати и для добытчиков 25-го элемента таблицы Менделеева: темно-коричневая масса без проблем доставлялась на грузовиках в соседний Челябинский регион на Ашинский металлургический завод.

Но вскоре начались препоны: по интернету пошла гулять страшилка, дескать, из-за добычи марганца после войны в районе родилось подозрительно много слабоумных детей, для них даже построили специнтернаты. Да и самих добытчиков пришлось устраивать в психоневрологический интернат – мол, вот оно, пагубное влияние руды. Дескать, марганец токсичен – потому-то карьер после войны и прикрыли.

Асфальт в центре поселка большегрузы превратили в кашу

«Нам ваших самосвалов не надо»

Возмущенный народ потихоньку стал точить вилы.

– Ашинцы взбунтовались, требовали закрыть переработку. Посыпались иски в суд, – говорит Елена.

Тогда марганец стали вывозить через федеральную трассу М-5 в Уфу, грузить в порту в вагоны и отправлять в переработку в Новолипецкий металлургический комбинат. Но и здесь скоро стало все не слава богу.

– Руду возили по объездной дороге через деревню Казаяк-Кутуш, – объясняет активистка. – Там власти тоже возмутились – мол, у нас хорошие дороги, нам ваших самосвалов не надо. С 2015 года марганец возят через наш Улу-Теляк.

Разбитые дороги и черные поля

Теперь заволновались и улутеляковцы: многотонные КАМАЗы шуровали через село и днем и ночью, не давая спать, размолотили в селе все дороги.

– Улица Калинина – центральная в Улу-Теляке. Так проехать там теперь вообще нельзя – машина мостами за выбоины цепляет, – признается депутат местного сельсовета Анатолий Пикан. – Грузовики сами в этих выбоинах застревают, лебедками тянут друг друга – шум, пыль, гам. В прошлом году под осень КАМАЗ сам на этих ямах ковырнулся – вся руда на поле просыпалась.

Но это еще не самое печальное. Как уверяют местные, из-под плохо затянутого брезента руду раздувает по окрестностям.

– В этом году какая пыль – льет каждый день, только уж грязища. А прошлым летом пылило будь здоров, – признается депутат местного сельсовета Анатолий Пикан. – Хозяйки белье повесят на просушку – через час все черное. Огурцы-помидоры сплошь в налете. А что творится в деревне Тюлько-Тамак, где карьер! Добывают открытым способом – кругом все поля коричневые, особенно зимой хорошо видно. Коровы гуляют без привязи, даже на дорбилку лезут – ограды-то там нет. Охранники, конечно, их гоняют, но что толку. Пыль оседает на траве, попадает в коровье молоко и мясо.

В рытвинах застревают и сами грузовики

Требованиям соответствует

Тянуть волынку сельчане не стали: осенью 2016 года написали жалобу, под которой поставили свои подписи аж 508 местных жителей. Требовали немного: починить дороги и перевести маршрут грузовиков с опасным грузом куда подальше людей.

– Увеличилась смертность от онкозаболеваний, у жителей появился удушающий кашель, причину которого врачи не могут определить, – гласила жалоба.

И правда, есть от чего потерять покой: только в Улу-Теляке проживают порядка четырех тысяч человек, почти в каждом доме – малыши.

Ответы не заставили себя долго ждать. Вот только их суть сельчан несказанно удивила.

В управлении госавтодорожного надзора отметили, что марганец не подпадает под категорию опасных грузов, спецразрешение не требуется. Так что таскать его через село можно на общих основаниях.

В Росприроднадзоре сказали, что провели рейд и выехали на территорию, отобрали почвы для определения загрязнения их марганцем. Мол, ждем результаты. Если нарушение установят, виновных привлекут к ответу. Резонно рассудить: раз нет дела – нет и нарушений.

А из республиканского Центра гигиены и эпидемиологии сообщили, что исследовали пробы воздуха, которые отобрали в окрестных деревнях Тюлько-Тамак, Красный Восход, Деревня Веселый, и Улу-Теляк Иглинского района. Согласно протоколу лабораторных испытаний, содержание марганца и его соединений в воздухе соответствует требованиям САНПИН. Мол, если не довольны, можете обжаловать.

Звонок в районную администрацию

– Эта проблема не первого года, – рассказали в администрации Иглинского района. – КАМАЗы едут через село, потому что есть проблемы с оформлением железнодорожного тупика, куда, собственно, руду и везут. Когда его введут в эксплуатацию, тоже непонятно: мы пытались выйти на связь с собственниками, но это частные лица, и на контакт не идут. Дорога в карьер межмуниципального значения находится на балансе «Управления дорожного хозяйства». Известно, что главную улицу Улу-Теляка приведут в порядок в октябре этого года, а за улицу Калинина возьмутся только после того, как введут в эксплуатацию железнодорожный тупик.

«От автомобильных перевозок откажемся»

Эту непростую ситуацию пояснил Феликс Забайдулин, заместитель генерального директора предприятия «Башминералресурс»:

– С мая этого года на Уфу у нас идет очень мало транспорта, основная отгрузка производится в Аше. Во-вторых, ни о каких экологических катастрофах не может быть и речи: это все выдумки и заказуха, не соответствующая действительности. Группа инициативных граждан подогревается теми, кому шумиха выгодна. Тем более, что мы добываем не руду, как пишут активисты, а марганцевистый известняк и гипс. Другого продукта в нашем карьере нет. Наше предприятие занимается только добычей, не перевозками, и дорога не на нашем балансе. Но даже несмотря на это, мы в стороне не остаемся: дорогу мы всю зиму грейдеровали, выделяли погрузчик. На все обращения граждан мы реагируем: вот только сегодня рабочие выехали по заявке в деревню Михайловка грейдеровать дорогу. В дальнейшем мы запустим железнодорожную ветку необщего пользования (деревня Ашинка, в 10 километрах от Улу-Теляка. – Прим. ред.) и от автомобильных перевозок полностью откажемся.

Мнение эколога

– Там, где добываются полезные ископаемые, особенно редкоземельные тяжелые металлы, безусловно будет повышенная заболеваемость, – говорит председатель союза экологов РБ Александр Веселов. – Частицы марганца будут распространяться с пылью. Но воздушные массы быстро переносятся, там сложно что-либо обнаружить: на высоте 1,5 – 2 метра от земли, где обычно производятся замеры, можно ничего и не найти. Чтобы понять экологическую обстановку в районе, нужно подходить к исследованию комплексно: брать пробы почвы и обследовать самих жителей – искать ионы тяжелых металлов в волосах и материнском молоке.

Наталья Вязовкина
Фото: Елена Чернова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем