15 ноября пятница
СЕЙЧАС +1°С

Очевидец трагедии под Улу-Теляком: «Я стоял, скованный ужасом: это был ад»

Спустя 30 лет свидетели железнодорожной катастрофы под Уфой вспомнили, как это было

Поделиться

Мемориал жертвам катастрофы символизирует расплавленные рельсы и одновременно женский профиль

Мемориал жертвам катастрофы символизирует расплавленные рельсы и одновременно женский профиль

Ранним утром 4 июня 1989 года жители Уфы проснулись от нескончаемого рокота вертолетов, которые наводнили небо над Госцирком. Страшно было так, словно началась война. Еще страшнее оказалась причина, по которой их мобилизовали, — в ту ночь на перегоне Аша — Улу-Теляк произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа.

Спустя 30 лет очевидцы вспоминают, как это было.

Маленькая искра для большой трагедии

У мемориала до сих пор статус регионального памятника

У мемориала до сих пор статус регионального памятника

Все произошло в 01:15 по местному времени. На железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк встретились два поезда: № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск». За несколько часов до этого на трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье», который проходит рядом с железной дорогой, образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, через которую на землю стал выливаться газ — пропан и бутан. Образовалось целое газовое озеро. Машинисты проходящих мимо поездов чувствовали запах газа и информировали об этом диспетчеров движения. Но сигналы оставались без внимания. Дежурные по трубопроводу, увидев понижение давления в трубе, вместо того чтобы остановить подачу газа, начали нагнетать давление. Что спровоцировало взрыв — небрежно брошенный окурок или иска из-под колес — мы уже не узнаем. Но она появилась. Как раз в тот момент, когда два поезда — 38 вагонов, а в них — 1250 человек — встретились на роковом 1710 километре перегона. Сокрушительный взрыв, который прогремел в ту секунду, позже сравнивали по мощности с атомной бомбой в Хиросиме — в 12 килотонн.

Видео: Елена Жилинская

Вагоны как перекрученная тряпка

Я полетела на место трагедии 5 июня на вертолете гражданской обороны как корреспондент республиканской молодежной газеты. То, что увидела на месте катастрофы сверху, потрясло: вдоль железнодорожного полотна разметало около семи вагонов, перекрученных, словно выжатая тряпка. Лес в диаметре нескольких километров был повален, как на фотографии места падения Тунгусского метеорита.

Вертолет приземлился неподалеку от трубопровода. Мы подошли к месту порыва. Запомнилась та самая труба, а на ней — свищ, словно как попало вскрытая консервная банка.

Останков тел на месте трагедии уже не было: их заровняли бульдозерами и тракторами.

Так выглядело место катастрофы с высоты 

Так выглядело место катастрофы с высоты 

Собкор ЦТ прорвался сквозь заслоны

Первым журналистом, который попал на место трагедии, был собкор Центрального телевидения Мадриль Гафуров. На вертолетной площадке за Госцирком он пробрался в вертолет, который привез раненых, и полетел в Улу-Теляк. Но туда уже прибыли Горбачев и Рыжков, и приземляться на месте трагедии вертолету запретили. Чтобы добраться до железной дороги, Мадрилю пришлось арестовать уазик районного начальника, который попался ему на проселочной дороге, и добираться на нем по бездорожью и буеракам до места катастрофы.

Чтобы прорваться к месту катастрофы, журналист Мадриль Гафуров пробрался в вертолет

Чтобы прорваться к месту катастрофы, журналист Мадриль Гафуров пробрался в вертолет

— Я взял интервью у главврача Улу-Телякской больницы, который первым пришел на помощь пострадавшим, поговорил с Михаилом Горбачевым. Шел дождь, мне за воротник лилась вода, — говорит Мадриль.

623 человека получили тяжелые ожоги и травмы и стали инвалидами

623 человека получили тяжелые ожоги и травмы и стали инвалидами

Потом он вернулся в Уфу, успел передать материал для вечерней программы «Время». Так мир узнал о самой крупной железнодорожной катастрофе. Советский журналист получил за работу почетную грамоту «Победителя социалистического соревнования» и премию в размере месячного оклада.

В двух поездах находились 383 ребенка. 181 погиб<br><br>&nbsp;

В двух поездах находились 383 ребенка. 181 погиб

 

«Повсюду раздавались предсмертные стоны»

Нурлыгаян Гиндуллин работал главным зоотехников в совхозе «Строитель», который позже переименовали в «Красный восход».

— Ночью меня разбудила жена. Она услышала сильный гул. Я выбежал во двор и увидел огромный огненный гриб. Подумал, что атомная бомба взорвалась. Ударной волной у нас вырвало дверь с петель, выбило все стекла и потолок провис, — вспоминает Нурлыгаян. — Тут прибежал какой-то солдат и закричал: «Поезд взорвался!». Мы подняли весь народ в селе и пошли туда. К железнодорожному полотну.

— Когда я увидел то, что там происходит, то просто остолбенел, — признается Нурлыгаян. — Минут десять стоял без движения, скованный ужасом: это был ад. Было светло, как днем. Повсюду раздавались предсмертные крики и стоны людей. Вагоны валялись вдоль полотна, и рамы их были раскаленно-красными. Кто-то бежал от поезда, кто-то полз к лесу и в сторону нашей деревни. Мы положили одну женщину, всю обгоревшую, на одеяло и понесли к деревне: думали, что она еще жива. Но когда донесли до первых домов, увидели, что она уже мертва…

Всех оставшихся в живых в 06:30 утра уже вывезли с места трагедии. Кого-то — в Улу-Теляк, кого-то — в Ашу…

Журналист&nbsp;Мадриль Гафуров, зоотехник&nbsp;Нурлыгаян Гиндуллин и председатель сельсовета&nbsp;Сергей Косматков видели последствия катастрофы своими глазами

Журналист Мадриль Гафуров, зоотехник Нурлыгаян Гиндуллин и председатель сельсовета Сергей Косматков видели последствия катастрофы своими глазами

«Люди метались живыми факелами»

Сергей Косматков был председателем сельского совета в «Красном восходе». Он поднял всех людей в селе, и они побежали к месту катастрофы.

— Я на пожарной машине поехал, добрался до телефона, позвонил в дежурную часть МВД, сказал, что взорвались два поезда и погибших больше тысячи. Дежурный мне не поверил, ответил: «Не паникуй! Быть такого не может!» — говорит Сергей. — Через 45 минут из Уфы на место трагедии уже примчался генерал-майор, министр МВД республики Семилетов. Он начал отдавать распоряжения о спасении пострадавших. Я взял на себя ответственность и велел продавцам райпо отдать все одеяла, какие были, все бинты в бухтах. Они не хотели: «А кто будет отвечать за это?» Я сказал, что беру ответственность на себя. Наше село лес спас. Стекла все побиты были. Печи, крыши, фронтоны… Школа двухэтажная кирпичная пополам лопнула.

Сейчас возле мемориала вырос красивый смешанный лес

Сейчас возле мемориала вырос красивый смешанный лес

— Это был действительно ад на земле, — вспоминает Сергей. — В горящих вагонах люди метались живыми факелами. Высоковольтные провода под напряжением в 3 тысячи вольт оборвались и болтались оголенные. Весь день мы искали тех, кто побежал в сторону леса. От многих пассажиров остался даже не пепел, а просто тень, контур. Опознали 675 человек. Прах тех, кого не удалось опознать, просто захоронили в 327 урн. Это огромная братская могила…

— Как вы после всего этого живете? Не снится этот ужас по ночам?

— Да. Медики даже придумали новый термин: «улу-телякский синдром». Всем жителям нашего села предложили после трагедии пройти реабилитацию в институте профзаболеваний. Но тут сенокос, картошка подоспели. Никто не поехал. А мы с моим водителем и одноклассником Маратом все же пролечились там три недели. С нами психологи работали, врачи. Вроде помогло.

Этой встречи не должно было случиться — один из пассажирских поездов опаздывал на семь минут

Этой встречи не должно было случиться — один из пассажирских поездов опаздывал на семь минут

Факты о катастрофе

  • поезда не должны были встретиться: один из них опоздал на семь минут;
  • из 37 вагонов поездов Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск семь сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 — оторвало и сбросило с путей;
  • задвижки на трубопроводе были обесточены — задвинуть их, и перекрыть утечку было невозможно. После аварии восстанавливать трубопровод не стали и ликвидировали;
  • судебное разбирательство длилось шесть лет. Обвинение предъявили девяти должностным лицам — начальнику строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабам и нескольким конкретным исполнителям. Двоих из них амнистировали;
  • в 90-е годы на месте катастрофы создали мемориал памяти жертв — две расплавленные рельсы и одновременно женский профиль. У него до сих пор статус регионального памятника. Местные жители содержат его на чистом энтузиазме, без копейки денег;
  • сейчас возле мемориала вырос красивый смешанный лес. На месте каждого вагона, вырванного из состава взрывом, стоят грибки со скамейками, чтобы люди могли посидеть и помянуть своих близких;
  • 26 сельчанам, кто активно помогал спасать людей, вручили почетные грамоты Президиума Верховного Совета республики;
  • начальник дистанции пути самарского отделения железной дороги должен был ехать на поезде Адлер — Новосибирск. Но замешкался на перроне и опоздал. Его посадили на тепловоз к машинисту. А в Уфе тепловоз задержали: уже произошло крушение. Он считает 3 июня своим вторым днем рождения;
  • машинист тепловоза Виктор Безверхих ехал в сторону Челябинска. Взрывной волной его выбросило сквозь лобовое стекло тепловоза в лес, в кусты. И он остался жив. Потом прошел медкомиссию и доработал машинистом до пенсии. Он приезжает к мемориалу каждый год;
  • Те, кто обгорел, но выжил, страдают до сих пор. Многим из них пришлось уйти из вузов, так они были страшно изувечены. Люди, прошедшие через адский огонь, страдают от косых взглядов — окружающие возмущаются их жуткими ожогами и рубцами.
Родственники погибших в катастрофе людей приезжают к мемориалу каждый год

Родственники погибших в катастрофе людей приезжают к мемориалу каждый год


Если катастрофа в Улу-Теляке коснулась и вас, и вы хотите рассказать свою историю, ждем ваши сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Омм
4 июн 2019 в 11:01

Это великая скорбь! Куча загубленных жизней по халатности людей...

Гость
4 июн 2019 в 10:33

Да это была страшная трагедия,но что пишет эта (писака) машинист какого ещё Тепловоза? Мадриль кто такой чтобы арестовывать УАЗик? Какие останки тел заравняли трактора и бульдозеры? Башкой думай что пишешь!

дмитрий
4 июн 2019 в 18:49

говорят еще руководство проектного института посадили, который проектировал трубопровод...