Прошла неделя с тех пор, как в селе Краснохолмский в Башкирии сгорел жилой дом — из-за едкого дыма погибли 4-летний мальчик и 81-летняя пенсионерка. Теперь людям придется решать жилищный вопрос: дом, скорее всего, восстановлению не подлежит. Всем селом им собирают помощь. UFA1.RU пообщался с жителями села и рассказывает подробности.
Выжила только мать
Пожар начался вечером 1 декабря в доме № 2 по улице Горького — это кирпичная двухэтажка 1960 года постройки.
Около 19:00 загорелась квартира на первом этаже, в которой жили беременная 30-летняя женщина и трое детей. У них стоял пожарный извещатель, поэтому, получив сигнал тревоги, они быстро выбежали на улицу и выжили. Быстрее огня по двухэтажному дому распространился дым — он заполнил второй этаж.
Над квартирой, где случился пожар, жила еще одна многодетная семья — 30-летняя женщина с тремя детьми. Двоих она успела вывести на улицу, вернулась за третьим, но надышалась дыма и упала без сознания. Спасатели вынесли из квартиры ее и 4-летнего мальчика. Выжила только мать.
Корреспонденту UFA1.RU удалось пообщаться с жительницей — со второго этажа дома № 2 по Горького. Она живет в первом подъезде (полыхало во втором) и в момент пожара в доме не была. О произошедшем узнала после телефонного звонка от соседей. Когда приехала к дому, побежала к себе на второй этаж, чтобы забрать документы. Уже в подъезде увидела, что повсюду дым, поэтому не стала рисковать и вышла обратно на улицу.
— Всё как-то резко на второй этаж пошло. Те [семья, где погиб ребенок] тоже выбежали, а мальчик один остался — спрятался он или что. Его когда пожарные достали, скорая откачивала-откачивала, но поздно уже было. В соседней квартире погибла бабушка 81-летняя, она неходячая была, отравилась угарным газом, — говорит жительница Холма.
Жильцы второго этажа даже прыгали в окна, потому что не могли выбраться по лестнице. По словам нашей собеседницы, обошлось без серьезных травм, но одна женщина пока хромает.
Сельчанка рассказывает, что на тушение пожара сначала приехали две пожарные машины, у одной из них вскоре закончилась вода. Местные также отмечают, что в ликвидации огня участвовали подразделения из Янаула, Бураево, Нефтекамска и расположенного неподалеку нефтепарка.
Тушение пожара осложнялось поднявшимся ветром, который раздувал огонь, а дым распространился по всему селу.
— Вот так вот мы и погорели. Очень страшно, конечно. А через день, 3 декабря, поехала на работу, а мне соседка звонит — опять крыша горит. Задымление было — видимо, осталось что-то и начало полыхать. Потом дыру в крыше пробили и залили всё, что можно, — рассказывает жительница села.
Непосредственно огонь ее квартиру не затронул, но поскольку второй этаж — туда попало много воды. Вся мебель, считает женщина, теперь на выброс: кровать, диван, ковры и прочее. Телевизор уцелел, даже работает, но на экране видны разводы. Холодильник и стиральная машина не повредились. Пол весь был залит водой.
— Квартира после пожара вообще ужасно выглядела. Мы ночью вместе со спасателями зашли за документами. У нас там натяжные потолки — они все висели, в них вода скопилась. Думали, ладно, придем в следующий раз, будем сливать потихоньку. А потом приходим — они [потолки] все полопались. Всё было залито. Страшно, конечно. Столько было нажито — и в одночасье всё потерять, — говорит жительница Холма.
Отчасти женщине повезло: она застраховала квартиру, ей положена выплата, поэтому сейчас собирает справки.
«Это снова произошло»
Жительница Краснохолмского говорит, что их дом уже горел около пяти лет назад — и началось всё, по ее словам, в той же квартире на первом этаже.
— Девушка детей своих одела, успела выбежать, они в магазине стояли, пока всё полыхало. В 2019 году у них уже был пожар, тогда тоже человек умер. И вот это снова произошло. Только намного хуже, — говорит сельчанка.
По ее словам, пожар начался в квартире 29-летней Арины Н., которая приехала в Краснохолмский из другого района. У нее в квартире натяжные потолки, поэтому огонь разошелся быстро.
Вместе с Ариной и детьми живет глава семейства Геннадий. Судя по соцсетям, он часто ездит на Север работать вахтовым методом — история вполне типичная для сельчан. Детей пары местные называют «беспризорниками», якобы они часто без присмотра.
— Она за детьми не следит, они ходят как беспризорные. Чем вот они там занимались [перед пожаром]? Когда у нас собрание было, нам сказали, что причина пожара — замыкание проводки. Но мне кажется, они просто списывают, чтоб побыстрее закрыть дело, — рассказывает сельчанка.
Геннадий Н. в разговоре с корреспондентом UFA1.RU назвал бредом слова о неблагополучности его семьи. На остальные вопросы он отвечать отказался, сказав лишь, что в момент возгорания его дома не было — сейчас он на вахте. Судя по фотографиям из соцсетей, его жена и дети какими-то странностями не выделяются: на снимках они все счастливые, одетые.
Следственный комитет Башкирии тем временем расследует уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности. Против кого оно возбуждено — пока неизвестно.
Как выяснил UFA1.RU, пострадавшая мать — 30-летняя Ника И. Судя по данным из соцсетей, она училась в нефтекамском филиале УУНиТ, а за месяц до трагедии у ее дочери был день рождения. Сейчас у девушки в соцсетях статус с датой пожара и черными сердцами.
Ника рассказала корреспонденту UFA1.RU, что ее уже выписали из больницы, сейчас восстанавливает документы и себя.
— Если бы не мои девочки и не моя мама, меня бы уже не было, ради них и держусь, благодаря им я еще жива. Они мне помогают, я сейчас не могу без помощи, так как после больницы у меня только одна рука рабочая. Повредила, но так, несерьезно, — рассказала пострадавшая.
Она помнит, как всё случилось, но детально говорить об этом пока не хочет.
«Восстановлению не подлежит»
Жительница первого подъезда рассказала UFA1.RU, что дом, скорее всего, для дальнейшего проживания непригоден.
— Ну, нам сказали, что если найдется подрядчик, то построят дом, нас расселят. В первую очередь будут переселять тех, кто нуждается, а потом уже остальных. Но там все нуждаются: в доме жили люди по 50–60 лет, им ипотеку сейчас никто не даст. Построить или купить тоже дорого, — рассказала женщина.
Но точных сроков никто не дал: сказали, может, год, два или три.
— Я по телевизору видела, что Хабиров сказал всех расселить. Но у нас и думать не думают. Перед Уфой они уже, наверное, отчитались. Они [в Уфе] думают, что мы уже все расселены, но нет. Даже думать не думают. Пока все живут кто где. Но вроде как можно найти квартиру и заключить договор, якобы администрация будет всё оплачивать, — говорит сельчанка.
В Краснохолмском сельсовете UFA1.RU рассказали, что администрация поможет жителям с переселением и не только.
— Оказываем помощь в восстановлении документов. Все госпошлины и налоги будут уплачиваться администрацией района. Предоставляется социальное жилье нуждающимся и малоимущим, у которых есть соответствующие справки. Если снимают жилье, то арендная плата полностью оплачивается. УЖХ за свой счет помогает вывезти уцелевшую технику и вещи, мусор, — сообщили в сельсовете.
Также у жильцов есть вопросы к финансовой помощи. Власти района открыли сбор денег, но, по словам сельчан, им пришла лишь малая часть этих средств. Кому-то не пришла вовсе.
— Люди отправляли туда хорошие деньги, сельсоветы, ИП по 100 с лишним тысяч отсылали. Но нам не выплатили пока. Одна женщина говорила, что ей 10 тысяч рублей выплатят. Ну как это 10? Там хорошие деньги, у меня знакомые ипэшники сколько скинули, у одной подруга с Севера отправляла. Нас 29 человек прописано в доме — это 290 тысяч рублей только собрали? Так бред, не может же быть такого, — говорит жительница Холма.
Жильцы ждут: если им придет только 10 тысяч рублей, они пойдут в администрацию и будут требовать показать этот самый благотворительный счет. На их стороне юрист с первого подъезда — она там брала в аренду помещение, которое теперь залито водой.
В администрации Калтасинского района UFA1.RU ответили, что государственные выплаты пострадавшие от пожара могут оформить через МФЦ. Что касается благотворительного фонда, то тот сам распределяет пожертвования равномерно.
Помощь тем временем оказывает не только сельсовет, но и жители своими силами: один из пунктов сбора вещей они открыли в школе № 3. Сельчане сдают постельное белье, одеяла, одежду, даже бытовую технику и посуду.
Жительница Краснохолмского, помогающая со сбором помощи, рассказала UFA1.RU, что откликнулось много людей: кто не смог принести вещи, прислал деньги.
— Люди хорошо откликнулись, с администрации много чего приносили. Помогали не только с Холма, но и в Нефтекамске был открыт сбор помощи, с других городов присылали деньги, даже с Чукотки. Все добродушно отозвались, кто чем смог — помог, — рассказала женщина.
В сельсовете добавили, что большинство вещей новые. Пострадавшие от пожара могут брать их в неограниченном количестве.
В сгоревшем доме, помимо упомянутых ранее шести детей, жили еще трое. Мальчик из 8-го класса теперь живет у бабушки, продолжает ходить в школу, его семье уже передали деньги и вещи. Девочка из 4-го класса на занятия пока не ходит, потому что живет теперь в деревне, но мать подыскивает квартиру в Краснохолмском, помощь им скоро тоже передадут.
Третий ребенок только пойдет в первый класс в следующем году, но и ему собирают вещи.