UFA1.RU продолжает рассказывать о криминальных легендах Башкирии. Наш предыдущий материал был посвящен читинской группировке «Осиновские», которую в свое время разгромил замначальника полиции Башкирии Андрей Москвитин. Сейчас он находится в следственном изоляторе некогда родной Читы. Новый материал мы решили посвятить бывшему сенатору от Башкирии Игорю Изместьеву, которого приговорили к пожизненному сроку за организацию убийств и терроризм. Сегодня, 13 августа, рассказываем, как он пришел в политику, а потом оказался на скамье подсудимых.
Биография
Игорь Владимирович Изместьев родился в 1966 году в Салавате. В возрасте 22 лет окончил Уфимский авиационный институт (ныне УГАТУ). С 1988 года по 1990 год проходил военную службу во флоте на Дальнем Востоке. После возвращения домой работал на разных предприятиях в должностях инженера, затем стал коммерческим директором торгового дома «Уфа».
С 1991 года Игорь Изместьев стал работать на руководящих должностях в бизнесе. В 1993 году он переехал в Москву. С 2000 года являлся помощником председателя Государственного Собрания — Курултая Башкортостана.
В 2001 году был избран в Совет Федерации как представитель от законодательного органа своего региона.
В 2003 году шел независимым кандидатом на пост президента Башкирии. Однако считалось, что он был соратником Муртазы Рахимова и собирался снять свою кандидатуру в его пользу перед выборами. Так и случилось в итоге, что в первом туре Изместьев участия не принял. Кстати, выборы были связаны со скандалом: герой этой статьи жаловался на главного соперника Рахимова — Сергея Веремеенко, и тому отказывали в регистрации.
В течение 2001–2006 годов неоднократно награждался орденами, благодарственными письмами, грамотами. Он даже получил диплом лауреата премии имени Андропова «в области обеспечения безопасности и правопорядка в России».
В 2004 и 2006 годах получил почетные грамоты Совета Федерации «за добросовестный труд и активную работу по развитию законодательства».
В 2006 году Изместьева «сливают» с должностей: внезапно выясняется, что он нарушил закон, а именно занимался предпринимательской деятельностью. Тогда в СМИ говорилось, что за отстранением стоит сын президента Башкирии — Урал Рахимов. Изместьев же утверждал, что против него выступили люди, которые хотели взять под контроль компанию «Корус», которую он некогда возглавлял.
Кстати, в начале 2006 года, как пишет «Комитет за гражданские права», тогда еще сенатор был свидетелем по делу «ЮКОСа». Нефтяников заподозрили в уходе от налогов. Схожей схемой в свое время, как утверждает «Комитет», пользовался и Изместьев.
Обвинения
Как указывает портал Viperson, в январе 2007 года Изместьев уезжает в Бишкек, чтобы встретиться с премьер-министром Кыргызстана, но его задерживают местные чекисты. Далее его передали прибывшим сотрудникам ФСБ России. Из Бишкека бывшего чиновника повезли в Новосибирск, а оттуда в Москву. 18 января 2007 года Игоря Изместьева арестовали — Генеральная прокуратура выдвинула ему обвинение в организации убийства нотариуса Галины Перепёлкиной. Как писал «Коммерсант» в июне 2001 года, ее застрелили в центре Москвы двое мужчин.
Ранее, в апреле, в Уфе застрелили Валерия Сперанского, который был главным бухгалтером ЗАО «Башнефтехимторг». По данным Viperson, Сперанский передал Перепёлкиной компромат на «Корус холдинг», которым некогда руководил Изместьев. Милиция считала, что убийство нотариуса было связано с деятельностью ее мужа Юрия Бушуева, который был партнером бывшего сенатора.
Вернемся в 2007 год. В марте Следственный комитет при прокуратуре России выдвигает новые обвинения: покушение на жизнь Урала Рахимова, терроризм, три покушения на убийство Юрия Бушуева.
Акт терроризма связан со взрывом, который произошел в 2003 году в Уфе. Тогда бандиты взорвали автомобиль охранников «Башнефтехима», связанных с Уралом Рахимовым. Следствие считало, что целью была дестабилизация обстановки перед выборами президента Башкирии.
В июне 2007 года бывшему сенатору предъявили обвинение в попытке дать взятку. Как писал «Коммерсант», следствие считало, что Изместьев в июне 2006 года хотел передать 10 тысяч долларов США оперативнику ФСБ. За эти деньги он хотел узнать о ходе расследования уклонения от налогов компании «Корус-холдинг». В ноябре 2007 года Изместьеву добавили еще два убийства в состав обвинения — главного бухгалтера Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского и директора по производству Ново-Уфимского НПЗ Салавата Гайнанова.
Спустя год после ареста СКП России предъявили бывшему сенатору Игорю Изместьеву окончательное обвинение. «Коммерсант» писал, что экс-чиновника обвинили в руководстве Кингисеппской ОПГ, организации двух терактов, семи убийств и четырех покушений, а также поджоге типографии и дачи взятке сотруднику ФСБ, а всего — 14 пунктов. Кто еще может похвастаться таким набором статей?
Кроме того, из окончательного обвинения выяснилось, что Изместьев еще до взрыва пытался организовать другой теракт, но тогда милиция заприметила бесхозное авто и обнаружила бомбу. Хуже того — подрывы осуществлялись в то время, когда герой нашей статьи был сенатором.
В течение 2008–2009 годов расследование дела продолжалось, а арест Изместьева продлевался. Сам он свою вину не признавал.
В августе 2009 года, спустя два с половиной года после первого ареста, начался суд над бывшим сенатором. В Мосгорсуде применили беспрецедентные меры безопасности — зал заседания охранялся спецназом, а присяжных (на рассмотрении дела с их участием настаивал подсудимый) завели только через несколько часов.
В мае 2010 года скамью присяжных распустили и далее дело рассматривалось без них, поскольку обвинение в терроризме стало одним из основных.
Изместьев и Кингисеппская ОПГ
Кингисепп — небольшой город в 20 километрах от границы с Эстонией. В 1990-е, как и во всей стране, здесь зародилась своя ОПГ, так и названная — Кингисеппская. Активизировавшаяся в 1992 году группировка совершила полтора десятка убийств. В середине 2000-х благодаря случайному задержанию одного из участников ОПГ удалось раскрыть всех остальных. Большинство из них получили реальные сроки, максимальный из которых составил 23 года. К слову, банда имела союзничество с Щёлковской ОПГ из Подмосковья.
Силовики вышли на сенатора Изместьева благодаря показаниям лидеров Кингисеппской группировки — Александра Иванова и Сергея Финагина.
Как пишет «Коммерсант», Изместьев имел связи с ОПГ еще в то время, когда работал в Ново-Уфимском НПЗ. С помощью бандитов из Кингисеппа устранял неугодных ему людей, в частности, он замешан в убийствах Галины Перепёлкиной, Валерия Сперанского и других, а также пытался устранить Урала Рахимова, Юрия Бушуева и других. Последний, к слову, тоже присутствовал на суде.
В ноябре 2010 года прокуратура запросила для Изместьева пожизненное заключение по упомянутым ранее обвинениям. Сам же подсудимый просил его оправдать.
Вместе с бывшим сенатором по делу проходили 12 членов Кингисеппской ОПГ. Для них прокурор запросил разные сроки: кого-то попросил оправдать, двоим дать условный срок, а оставшихся посадить на сроки до 24 лет.
Приговор
В конце декабря 2010 года Московский городской суд признал Игоря Изместьева виновным по всем пунктам и приговорил его к пожизненному заключению, штрафу на 4,5 миллиона рублей и возмещению морального вреда потерпевшим на сумму 7,8 миллиона рублей. Чтобы реализовать пункт о возмещении вреда, прокуратура России запросила у коллег из Швейцарии возврат 200 тысяч франков со счетов бывшего сенатора.
Адвокаты Изместьева сочли приговор жестоким и пытались его обжаловать — отчасти безуспешно. Верховный суд России лишь исключил несколько обвинений из списка Изместьева, но в остальном ничего не поменял.
Тогда сторона защиты обратилась в Европейский суд по правам человека. Тот постановил выплатить осужденному компенсацию — порядка одного миллиона рублей. ЕСПЧ увидел ряд нарушений при рассмотрении дела, в частности, указывается, что Россия нарушила право на личную свободу, право на уважение частной и семейной жизни и право на справедливое судебное разбирательство.
В 2011 году приговор вступил в силу — и бывшего сенатора этапировали в колонию особого режима «Белый лебедь», в Соль-Илецк Оренбургской области. Там сидят самые опасные преступники страны, например, террористы Салман Радуев (умер через год заключения) и Юсуф Крымшамхалов (организатор взрывов домов в Москве), а также «русский Брейвик» Дмитрий Виноградов (расстрелял несколько человек в офисе).
Как писал сайт mzk1.ru, в 2013–2014 годах Игорь Изместьев начал сотрудничать со следствием. В 2013 году он обратился к президенту России и описал в своем письме коррупционные схемы в высших кругах власти Башкирии. На это время его перевели из колонии особого режима в следственный изолятор Москвы.
В 2017 году появились известия о том, что Игорь Изместьев может быть помилован президентом. Он написал соответствующее прошение, за него вступились правозащитники и дошли до самого главы государства — и тот обещал подумать. На этом фоне Изместьева решили поддержать десять депутатов Курултая — они подписались под прошением о помиловании.
Считалось, что бывшего сенатора могли освободить в январе 2018 года, но комиссия отказала ему в этом.
Другая правда
Удивительно, но при таком букете обвинений у Изместьева есть сторонники, которые постоянно заявляют о невиновности бывшего сенатора. Так, портал «Майдан РБ» пишет, что дело основывалось на показаниях двух бандитов: Иванова (получил 13 лет) и Финагина (получил 23 года), однако оба потом заявили, что оговорили осужденного чиновника. В 2012 году они рассказали, что давали те показания под пытками. Плюс ко всему им якобы обещали смягчение — не пожизненный срок, а что-то поменьше.
Тогдашний адвокат бывшего чиновника Александр Гусаков вообще заявлял, что в Уфу из Чечни в годы правления Муртазы Рахимова завозилось оружие и была подготовка к отделению Башкирии от России. По мнению защитника, власти региона воровали с нефтяных месторождений, с которыми тогда был связан Изместьев. Кроме того, Гусаков утверждает, что машину охранников Урала Рахимова минировали чеченцы, которых специально привезли в Уфу. О том же говорил и отставной сотрудник МВД, который в 2002 году проводил в Башкирии проверки по поручению депутатов Госдумы.
Другие приводят следующие доводы невиновности бывшего сенатора от Башкирии: скамью присяжных распустили, потому что она собиралась признать Изместьева невиновным и оправдать. Якобы присяжные ставили под сомнение необходимость подрывать машину Рахимова: нефтяной бизнес сенатора зависел от сына президента, ему не было выгоды убирать такого человека. Второе — якобы никто из членов Кингисеппской ОПГ, кроме ее лидеров, не слышал фамилию Изместьева до суда. Третье — убитые по заказу Изместьева бизнесмены якобы не имели связей с ним.
Как бы то ни было, решение суда в России имеет высшую силу, выше, чем публикации в «Живом Журнале», а согласно суду Изместьев виновен.
P. S. В ноябре 2021 года в Лондоне скончалась супруга Изместьева — Ирина. Она уехала в Великобританию сразу после ареста мужа.