Мой дом проблема Жильцы памятника архитектуры: «Развешиваем белье во дворе, ходим с ведрами до ямы, моемся на улице»

Жильцы памятника архитектуры: «Развешиваем белье во дворе, ходим с ведрами до ямы, моемся на улице»

Расселить квартирантов из дома в центре Уфы хотели еще при Брежневе, но не могут даже при Путине

С виду дом выглядит как новенький. А внутри по стенам расползалась черная плесень

6 минут до Конгресс-холла. 14 минут до Курултая. 10 минут до правительства Башкирии. Столько времени нужно пройти пешком от памятника архитектурного наследия до ключевых административных зданий Уфы. Дом № 13 по улице Гоголя находится напротив здания главного университета республики, а жильцы этого особнячка ходят в туалет в ведро. В 200-летнем доме нет канализации, зимой комнаты греются от 100-летних газовых печей, и на весь дом всего два крана с водой, да и те — в общем коридоре. И это еще не все «страшилки», которые хранят 200-летние стены.

Дом находится в центре города

Корреспондент UFA1.RU побывал в гостях у жильцов, которые хоть и живут в мини-особняке, но дворянами себя не ощущают.

Расселить обещали еще при Брежневе


Снаружи постройка выглядит вполне пристойно. Как рассказали местные жители, к саммиту 2015 года дом отштукатурили и даже попытались сделать оконные наличники, как когда-то были в оригинале. Но, видимо, пошли по пути наименьшего сопротивления — выпилили их из обычного пенопласта и покрасили. Спустя четыре года любители искусственных материалов то ли их отгрызли, то ли они сами облезли и отвалились. Но факт остается фактом — вокруг окон красуются пенопластовые клочки.

За красивыми наличниками скрывается обычный пенопласт

Сам дом построили в 1840-е годы. Тогда в здании располагалась Мужское духовное училище. А спустя 20 лет там обосновались царские чиновники Контрольной палаты и стали заниматься подсчетами и контролем. В советское время в бывшее казенное учреждение стали заселять людей. По какому принципу — непонятно. По соседству оказались военные и слесари, медработники и инженеры. И энергичные молодые люди, которым обещали в ближайшее время переселить в квартиры с удобствами, стали коротать свои дни в столетних стенах. А с приходом новой власти и новых законов дом получил статус объекта культурного наследия. Произошло это в далеком 1992 году, и с этого знаменательного года начались проблемы жильцов. Обещания советской власти о расселении сменились обещаниями чиновников Российской Федерации, и длятся эти пересуды порядка 50 лет. У заселившихся в те годы людей уже успели вырасти дети, появились внуки, а удобств как не было, так и нет. Сейчас тут живут 25 человек.

«В туалет ходим в ведро, а потом все это течет к БГУ»


В доме один подъезд. И как только переступаешь порог 179-летнего памятника архитектурного наследия, в нос сразу бьет запах нечистот. Это и неудивительно, ведь канализации в доме нет. Жильцы справляют нужду в биотуалеты или попросту в ведра. Единственный туалет находится на улице. Прямо посреди города-миллионника стоят в ряд четыре деревянных сооружения с дыркой в земле. Летом запах разлетается на всю округу, а над выгребной ямой, куда жители сваливают помои и отходы своей жизнедеятельности, роятся мухи. Зимой все это великолепие заметает снегом, и до уборной ведет лишь узкая тропинка. А учитывая, что в доме в основном живут пожилые люди, которые с трудом ходят, иногда отходы льются прямиком на улицу Заки Валиди.

Вот так выглядит туалет многоквартирного дома в центре Уфы

— Я выйти не могу зимой, потому что мне уже 75 лет, и приходится ходить в туалет в ведро, а все, что собралось, выливать прямо возле входа в дом, — говорит старожил Эльмира.

Душевых, раковин и ванн в доме нет и в помине. На оба этажа объекта культурного наследия приходится всего два крана. И каждый житель приходит со своим тазиком на «водопой» — набирает воду и тихонечко несет в свою комнатушку.

Один из двух кранов, что находятся в доме

Помыться в этом доме действительно проблема, сделать это попросту негде. Пожилые люди от безысходности соорудили свою летнюю баню прямо на улице (не забываем, что это центр города!). Умельцы нашли металлический каркас от детского домика, обшили его пластиком и повесили зеркало. Туда еле ходящие бабушки и дедушки несут полные тазики воды и моются, как в обычной бане. Зимой снова наступают тяжелые времена, потому что обливаться водой в такой самодельной «бане» становится невозможно.

— А как же вы моетесь? — изумляется корреспондент.

— Никак, — отвечают люди, — кто может — ходят в общественную баню. Но таких становится все меньше — стареем.

Так выглядит летняя «баня»

В одной комнате лежит 90-летний дедушка, который уже несколько лет не может передвигаться самостоятельно. Вечером после работы приезжает сын, чтобы заменить ему памперс. И он тоже все эти годы ждал расселения.

Столетние газовые печи и плесень по стенам


Еще одна прелесть жизни в дореволюционном доме — это газовые печи. Они стоят в каждой квартире и обогревают маленькие комнатушки. По словам жителей, этим раритетам более 100 лет, и их никогда никто не обслуживал.

— У нас однажды даже угорел человек от этой печи, мы стараемся их лишний раз не зажигать, чтобы ненароком не лишиться жизни, только при сильных морозах, — сокрушаются жители.

Греют дом вот такие газовые печи

Еще одна деталь — греют эти печи исключительно квартиры жильцов. А вот коридоры остаются холодными. Зимой, чтобы выйти на кухню вскипятить чайник или приготовить себе еду, приходится надевать верхнюю одежду. Да и сами газовые трубы в буквальном смысле поросли мхом — ЖЭУ не занимается уборкой в коридоре, а сами жильцы уже не в том возрасте. Дымоход в этом доме никто не чистил уже лет 50 лет.

— Я тут живу дольше всех, и никто ни разу не почистил этот дымоход. Сейчас и профессии такой-то нет, — говорит Эльмира.

Черная плесень на стенах


Жильцы дома рассказали, что после ремонта, который провели к саммиту, на стенах дома появилась черная плесень. Она отравляет жизнь жителей уже не первый год. Альберту не повезло — его квартира находится к рассаднику ближе всего, и недавно медики поставили ему диагноз — рак горла. Причину своего недуга он видит в злополучной плесени.

Черные пятна на стенах — та самая плесень

Когда в последний раз внутри дома был ремонт, жильцы даже не помнят.

— Мне уже 48 лет, а переехали мы сюда, когда мне было три года, — говорит местная жительница Нина, — и ремонта никогда не было. Перед саммитом перекрыли крышу, поставили самые дешевые пластиковые окна. Теперь дует еще хуже, чем было.

Еще один кусочек плесени

Расселение только снилось


В 2013 году власти города решили, что будут расселять памятник архитектуры. А спустя два года несколько счастливчиков получили ключи от новой жилплощади — расселили шесть квартир. И на этом все застопорилось.

— Мы думаем, что нас не расселили из-за скандальной аферы в мэрии, деньги на наше новое жилье осели в карманах чиновников, — говорят жители.

Общежитие для иностранных студентов подбирается к дому вплотную

В нескольких метрах от объекта культурного наследия строится новый корпус общежития БГУ для иностранных студентов — многоэтажное кирпичное здание, с туалетами, душевыми и отоплением.

— И все эти иностранцы будут смотреть на нас из своих окон и видеть, как от безысходности мы развешиваем белье на улице, ходим с ведрами до ямы и моемся прямо на улице. Срамота, — говорит Эльмира.

Борьба идет не первый год


Одна из жительниц дома Нина не теряет надежды добиться хороших условий проживания для своей 82-летней матери.

— Мы уже были и в администрации, и в ЖЭУ. Все знают про наше плачевное положение, но никто ничего сделать не может. Дом — памятник архитектуры, и снести его нельзя, только реставрировать или расселить людей. Но все жильцы выступают исключительно за расселение, — говорит женщина.

Это коридор 200-летнего дома

А что там по закону?


Весной этого года жителям памятника архитектуры пришло очередное письмо от прокуратуры Кировского района Уфы. В ходе проведения прокурорской проверки дом на Гоголя, 13 признали аварийным и подлежащим реставрации еще в 2014 году. Этот особняк включили в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015–2018 годы. На этом месте предполагался хеппи-энд: люди должны были получить новые квартиры. Но нет. Конец этой истории печален.

Вот так ободрался пенопласт

В марте 2018 года Верховный суд Башкирии удовлетворил требования жильца одной из квартир дома, который был недоволен условиями расселения. Мужчина начал судиться. Как нам рассказали жители дома, власти включили объект культурного наследия в адресную программу, которая предполагала снос аварийного жилья. Но сносить памятники архитектуры нельзя. Более того, жителей дома № 13 по улице Гоголя хотели расселить в пятиэтажки по улице Геологов. Но и они, со слов жителей, находились в аварийном состоянии — в домах украли котлы, не работала вентиляция, и были проблемы с отоплением.

— Те, кому было уже невмоготу терпеть, уехали в эти дома, — говорит Нина, — это и есть те расселенцы, но теперь люди жалуются, что условия там чуть ли не хуже, чем были здесь. Холод и всевозможные недочеты строительства.

Люди набирают воду в кране и переливают в свои умывальники

Также жители рассказали, что власти ущемляли их и в плане жилплощади.

— По закону необходимо было выдавать нам квартиры с той жилой площадью, которая имелась изначально. У нас, например, было 30 квадратов, а нам предлагали квартиры с общей площадью в 30 квадратов, куда входил и коридор, и санузлы. Хотя эти квадраты должны были быть только на жилую — комнаты, — говорит Нина.

В конечном итоге Верховный суд постановил убрать дом из адресной программы, которая предполагает снос, но в другую программу дом так и не включили.

На потолках зияют дыры

По информации прокуратуры, постановление о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции является действующим. Однако администрация Уфы мер по реконструкции не принимает. Прокуратура Кировского района передала материалы этого дела в прокуратуру города Уфы, так как администрация города не является поднадзорным органом прокуратуры района.

Корреспондент UFA1.RU составил запрос в администрацию города Уфы, чтобы выяснить, предполагается ли вообще расселять жильцов и проводить реставрацию, или люди будут мучиться так еще долго? Мы ждем ответ от муниципалитета, но больше нашего его ждут жители объекта культурного наследия.

Напоминаем, это центр города

— Мне 75 лет, я очень хочу перед смертью хотя бы немного пожить в человеческих условиях — с туалетом, ванной и нормальным отоплением. Я живу в этом доме всю жизнь, 53 года, и каждый год лишь слышу обещания. Те, с кем мы боролись вместе, уже давно в могиле, а я все жду, — говорит Эльвира, не скрывая своих слез.

А вместе с ней украдкой вытирают слезы и другие жильцы — инвалид на коляске и больной раком пенсионер.

Ранее UFA1.RU писал о том, как люди живут в 170-летних казармах. Что касается их жилища, власти до сих пор не могут решить, кто должен отвечать за еще один памятник архитектуры.

Если вы тоже живете в ужасающих условиях, присылайте сообщения и фото на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. 

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления