Уфимцы Алсу и Ильдар поженились пять лет назад, от родителей переехали в съемную квартиру в Черниковке. В 2014 году у них родился сын, а спустя два года — дочь. Когда на свет появился второй ребенок, они поняли, что вполне созрели для покупки собственных квадратных метров. Квартиру выбрали в строящемся доме, взяли ипотеку на 25 лет и с нетерпением ждали окончания стройки — дома обещали сдать до конца 2017 года.
Алсу и Ильдар до сих пор снимают жилье. Вынуждены. Они называют себя обманутыми дольщиками, но у чиновников другое мнение.
Риелтор уговорил
Выбирать из массы объявлений о продаже квартир в Уфе Ильдару и Алсу помогал риелтор. Именно он предложил вложить деньги в строительство дома на пересечении улиц Энтузиастов и Лесотехникума.
— Мы решились на ипотеку. Риелтор предложил долевое строительство, убедил, что дом будет полностью готов к концу 2017 года. Конечно, мы с радостью согласились на новенькую двушку в 63 квадрата, — рассказывают супруги едва ли не хором. — Первые месяцы после покупки мы радовались, наблюдая, как быстро дом поднимается вверх. Наш 15-й этаж появился буквально через пару месяцев после покупки. Еще месяц — и коробка под крышу была готова.
В покупку Алсу и Ильдар вложили материнский капитал и деньги из семейной копилки. А еще они продали свою машину — Honda CR-V. Так семья собрала первый миллион рублей. Еще 1,9 миллиона пришлось просить у банка. Им одобрили ипотеку на 25 лет под 12,5%.
— Ипотеку оформили в 2016 году. Сначала платежи были по 25 тысяч в месяц. Но потом за счет программы «молодая семья» нам сократили ежемесячный платеж до 20 тысяч. И вот мы уже три года платим ипотеку, но продолжаем жить на съемной квартире, которая обходится в 15 тысяч в месяц, — вздыхает Алсу.
«Два года ничего не делается»
По словам Ильдара, к концу лета 2017 года они поняли, что стройка не закончится в обещанные сроки:
— Оказывается, когда мы покупали, стройка уже была проблемной. Только нас об этом забыли предупредить, — объяснил Ильдар.
Владимир Зинченко, будущий сосед Алсу и Ильдара, купил квартиру в одной из двух 20-этажек в конце 2014-го, под самый Новый год:
— Тогда первый литер был на уровне двенадцатого этажа, а второй — на уровне пятого. Еще в 2016 году я начал подозревать, что застройщик в сроки не уложится. Начал писать застройщику, в комитет по строительству, в администрацию города, — рассказал Владимир. — Все мне отвечали, что переживать не о чем, что срок строительства не истек. Уверяли, что я вселюсь в свою однушку в срок, который указан в договоре, то есть в конце 2017-го. Но в 2017-м работы почти полностью остановились. То есть два года ничего не делается.
Неоплата неустойки
В договоре с застройщиком есть отдельный пункт про возмещение неустойки. Этим правом воспользовались сразу несколько дольщиков, в том числе и Алсу с Ильдаром, и Владимир Зинченко.
— Я судился и выиграл, мне присудили неустойку. Но денег я так и не получил. И другие дольщики, которые судились, тоже не получили. Мы сейчас прекрасно понимаем, что с застройщика ничего не получим — у него просто ничего нет. Застройщик передал все нераспроданные квартиры, места на парковке, коммерческую площадь фирме-учредителю, теперь недвижимость понемногу распродают, — объяснил Владимир. — Я считаю, они это сделали специально, чтобы не платить неустойку, которые у них требуют дольщики.
Согласно проектной документации, опубликованной на сайте застройщика, в каждой из двух 20-этажек по 140 квартир есть площади под магазины и офисы. А объединять два дома должен общий подземный паркинг на 159 машин. Застройщик домов за пересечении улиц Лесотехникума и Энтузиастов — фирма «СОМоСтрой», генеральный директор — Юнир Яналин.
— Самое смешное, что учредитель у «СОМоСтроя» — это фирма «Азарт». И обе компании принадлежат отцу и сыну. Так что выходит, что это отец отдал сыну то, что не успел продать, — усмехается дольщик Владимир. Он сам покупал однушку, чтобы переехать из трехкомнатной квартиры в другом районе города — то жилье он намерен оставить детям.
По словам Владимира Зинченко, дольщики уже обращались во все возможные инстанции: прокуратуру, МВД, госкомстрой. Написали даже врио главы Башкирии Радию Хабирову.
— Пока приходят формальные ответы. Они ссылаются на слова представителя застройщика, мол, стройка продолжается. Видимо, директор отчитывается липовыми актами, и никто не проверяет фактические объемы выполненных работ, — Владимир не боится высказывать обвинения. Он очень переживает, что он сам подвел всю свою семью, вложив немалые деньги «в воздух».
Проблемной стройку не считают
Дольщики настойчиво добиваются включения их в реестр обманутых. Но стройку пока не признали проблемной.
— Недавно Путин сказал, что государство будет помогать обманутым дольщикам. Стройка идет с середины 2013 года, но мы не считаемся проблемными, а значит, государство нами заниматься не будет. Мы же третий год слушаем одни обещания. То у них суды, то экспертизы. То застройщик говорит, что заключили договор с подрядчиком и тот приступает к работе. Через три месяца нам говорят, что подрядчик подвел и придется нанимать рабочих. А потом говорят, что ждут нового крупного инвестора. Через три-четыре месяца нам сообщают, что инвестор отказался и придется брать кредит в банке, — рассказал Владимир Зинченко, который старается не пропускать собрания дольщиков и следить за развитием ситуации.
Владимир рассказал, что в 2018 году шесть дольщиков все-таки добились того, чтобы их включили в реестр обманутых:
— Но потом застройщик предоставил справки о выполнении работ, то есть показал, что стройка идет. После этого и дом не включили в реестр проблемных строек, и нас исключили из реестра обманутых дольщиков.
Комментарий государственного комитета по строительству и архитектуре РБ
В Госкомстрое объяснили, почему не могут включить дольщиков в число обманутых, а два дома на пересечении улиц Лесотехникума и Энтузиастов — в реестр проблемных строек.
— «СОМоСтрой» ежеквартально представляет отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, — объяснили в пресс-службе ведомства, ссылаясь закона «Об участии в долевом строительстве»
Статья 23 Федерального закона о долевом участии в строительстве называется «Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов», а часть 6 пункта 6 звучит так (сокр.): «Контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства... многоквартирных домов..., в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства...»
Сейчас, по данным ведомства, один из домов готов на 80 процентов, второй — на 50 процентов. И застройщик обещает сдать оба дома до конца текущего года.
По словам чиновников, они не бездействуют. Как рассказал собеседник корреспонденту UFA1.RU, несмотря на то, что стройка не признана проблемной, недостроенные дома находятся под пристальным вниманием надзорных органов.
— В рамках имеющихся полномочий проведена внеплановая документарная проверка «СОМоСтрой» на предмет соблюдения застройщиком требований федерального закона. Результаты проверки направлены в МВД по Республике Башкортостан на рассмотрение по компетенции и дачи правовой оценки действиям должностных лиц, — добавили в пресс-службе Госкомстроя.
Но анализ результатов проверки тоже требует времени. Ведь надо понять, сколько денег застройщик получил от заказчика и сколько вложил в стройку.
В МВД деятельность «СОМоСтроя» прокомментировать пока не готовы. Известно лишь, что никаких уголовных дел по проблемной стройке пока нет.
«На Мальдивах мы не отдыхаем» — комментарий застройщика
По словам генерального директора «СОМоСтроя» Юнира Яналина, в срыве сроков виноваты субподрядчики. Свои обязательства они либо не исполнили, либо исполнили, но работа оказалась некачественной. Поэтому застройщику пришлось судиться с фирмами, которые он привлекал для выполнения работ. На это ушло как раз полтора-два года:
— В связи с этим у нас и идет продление сроков сдачи домов на полтора-два года. На Мальдивах мы не отдыхаем, здесь находимся, на рабочем месте. Любые трудности стараемся преодолеть. Работы идут, идет чистовая отделка. Думаю, что до конца года мы справимся, сдадим дома, — рассказал Юнир Яналин.
По словам генерального директора, все коммуникации подведены и заведены, осталось только произвести врезку — эти работы обычно делают в самом конце, перед сдачей домов в эксплуатацию.
Слова дольщиков о передаче активов от фирмы-дочки в фирму-учредитель Юнир Яналин тоже объяснил без труда. Оказывается, фирма-дочка была заказчиком работ, а фирма-учредитель — генеральным подрядчиком. Так что никакой передачи активов на самом деле не было, была приемка-передача выполненных работ от генподрядчика заказчику.
Недостроенные квартиры продолжают покупать
Корреспондент UFA1.RU выезжал на место, чтобы своими глазами увидеть застывшую стройку, и случайно познакомился там с Еленой, которая тоже проявляла интерес к домам на перекрестке. Женщина предположила, что человек, который фотографирует стройку, — это покупатель, и сама подошла к журналисту в надежде получить дельный совет и ответ на свои вопросы:
— Я присматриваюсь к этим домам уже около года, живу недалеко отсюда. Так уж сложилось, что приходится искать себе другое жилье. Мне давно нравятся эти дома — красиво же. Я еще не обращалась к риелтору, но через людей узнавала цену. В принципе приемлемо для меня, я серьезно задумывалась о покупке... Жаль, конечно, узнать, что тут не все в порядке, — поделилась впечатлениями Елена. А в конце разговора, она призналась, что все равно рискнет — ну а вдруг и впрямь застройщик обещания выполнит и к концу года люди начнут заселяться.
Два года — отнюдь не предел ожиданий дольщиков. В середине июня дольщики недостроенных домов 62/1 и 62/2 на улице Октябрьской Революции от отчаяния объявили голодовку — там семьи ждут свои квартиры уже девять лет.
Если вы тоже купили квартиру в долгострое, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.