21 февраля четверг
СЕЙЧАС -9°С

Оформить ОСАГО и не разориться?

Поделиться

С середины прошлого года автомобилисты столкнулись с рядом сложностей в сфере обязательного страхования ОСАГО. Сначала страховые компании внедрили схему легального ухода от выплат путем переноса центров урегулирования убытков подальше от главных офисов, расположенных в областных центрах. Затем полисы стали продавать только тем автовладельцам, у кого до конца действия техосмотра осталось больше полугода. А в последнее время и вовсе наметился дефицит полисов ОСАГО. Проект Auto.Ufa1.ru узнал, где продаются полисы и как не переплачивать за дополнительные услуги, которые не нужны.

Уфимские автовладельцы столкнулись с тем, что приобрести полис стало практически невозможным без оформления страхования жизни и навязывания прочих дополнительных услуг. В случае несогласия клиента с «доппакетом» ему отказывают в оформлении договора.

«Когда покупал машину, сразу же в салоне мне предложили на выбор две страховых компании, одна другой «выгоднее», – рассказывает уфимец Алексей. – В первой – страховка жизни за полторы тысячи, во второй – ДОСАГО за 600. Я не стал качать права и указывать на закон, согласился на бюджетный вариант».

«Закон о защите прав потребителей разъясняет, что при приобретении одной услуги навязывание другой незаконно, – говорит исполнительный директор РО «Автоюрист» Сергей Кузнецов. – Именно поэтому вы имеете право получить услугу, а страховщик обязан вам ее предоставить. Если вам отказывают по разным причинам, стоит написать письменное заявление: «Предоставьте мне услугу, так как вы обязаны предоставлять ее по роду деятельности». И если после этого вы получаете письменный отказ, то вам стоит обращаться в общество по защите прав потребителей, поскольку в данном случае нарушаются ваши права не как автовладельца и участника дорожного движения, а именно как потребителя».

Еще одна хитрость – страховщики требуют от клиента предоставить им машину для осмотра, хотя специалистов на такую операцию у них нет. При отказе автовладельцев ОСАГО не оформляется – страховщики ссылаются на то, что вправе требовать осмотр от клиента. Одна из причин такого положения – страховые компании попросту ждут повышения территориального коэффициента, применяемого для расчета стоимости полиса ОСАГО. Наконец, часть страховых компаний уходит в глухую оборону и отказывается продавать страховку даже с «довеском». Менеджеры уверяют водителей, что бланков нет, а когда будут – неизвестно.

«С бланками полисов действительно напряженка, – говорит страховой агент, работающий с несколькими компаниями, Ольга Васильева. – Когда появилась информация о том, что тарифы будут пересматриваться в сторону увеличения, страховщики начали тормозить со страховкой. Зачем продавать полис, скажем, за пять тысяч, когда через полгода он будет стоить семь-восемь тысяч? Выгоднее подождать, ведь водитель никуда не денется и за ОСАГО заплатит столько, сколько скажут. Сейчас страховые фирмы выдают мне на день по 10 бланков, в то время когда желающих их купить намного больше, приходится отсылать всех в офис, а там людям продают ОСАГО, только с допами, страховкой жизни и здоровья. Дополнительные услуги могут увеличить стоимость ОСАГО на сумму от 1000 до 5000 рублей».

Между тем повышение стоимости ОСАГО ожидается уже в середине этого года. Для жителей Башкирии полисы могут заметно подорожать – доработав законопроект об ОСАГО, Банк России предложил увеличить региональный коэффициент для Уфы с 1,8 до 2,0. Для крупных городов республики повышение будет не столь ощутимым: коэффициенты вырастут на 0,1 пункта. Напомним, что при расчете стоимости ОСАГО учитывается не место регистрации автомобиля, а прописка водителя, поэтому перехитрить систему, поставив машину на учет в «дешевом» регионе, не получится.

Данный коэффициент может увеличить стоимость полиса для аварийных водителей до максимального значения. Для Башкирии потолок ОСАГО по предложенным тарифам составит 11 880 рублей. При этом безаварийная езда снижает тарифы, и через 10 лет может быть достигнута максимальная скидка – 50% от цены первого полиса.

Увеличение тарифов связано с грядущими изменениями в законе об ОСАГО. В настоящее время законопроект ожидает второго чтения в Госдуме.

Возможные нововведения к закону об ОСАГО

Помимо увеличения лимита выплат до 400–500 тысяч рублей предлагается еще ряд изменений. К примеру, вывести ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей, а методику расчета ущерба – регламентировать. Эта реакция связана с участившимися случаями потребительских войн, когда адвокаты клиента отсуживают со страховых суммы, в разы превышающие страховой долг. До сих пор неясен вопрос о дальнейшей судьбе коэффициента износа, который для трехлетней машины снижает выплату на 30%, а для 15-летней – и вовсе в пять раз.

Пока законопроект не принят, сайт Ufa1.ru призывает всех автомобилистов присоединиться к общероссийскому проекту «За честное ОСАГО!» и оставить свой голос под петицией против произвола страховщиков. Проголосовать можно здесь.
Проект организован сетью городских сайтов RUgion и проходит в следующих городах: 74.ru (Челябинск), 59.ru (Пермь), Ufa1.ru (Уфа), 72.ru (Тюмень), 63.ru (Самара), 161.ru (Ростов), V1.ru (Волгоград), 29.ru (Архангельск), 76.ru (Ярославль), 116.ru (Казань).
Сбор подписей на сайте будет открыт с 7 апреля по 27 апреля 2014 года. 29 апреля 2014 года мы отправим подписанную петицию в Банк России. Итоги проекта в виде полученного ответа будут опубликованы отдельно. Проект «За честное ОСАГО!» проходит при поддержке межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».

Пока страховщики торгуются с государством за тарифы, мы выяснили, как в этой ситуации выжить простому законопослушному водителю. Заложниками этого боя являемся мы – простые клиенты, которые не могут сесть за руль без зеленой бумажки. Мы опросили сотрудников страховых фирм, который занимаются продажей полисов ОСАГО, и составили несколько советов, как выцарапать заветный документ.

Обратитесь в свою компанию. Поход за полисом стоит начать с фирмы, в которой вы уже застрахованы. Если прошлый год ваша езда была безаварийной и вы не тревожили страховую выплатами, вероятность, что вам не предложат допуслуги, возрастает. Если у вас сохранились контакты агента, страховавшего вас в первый раз, – это дополнительный плюс.

Приходите в офис рано утром. Каждый день агенты получают определенное количество полисов ОСАГО. Если вы первый в очереди, то вы гарантированно получите страховку. А очень ранний визит увеличивает шанс, что вам удастся отбиться от страхования жизни.

Обращайтесь в небольшие компании. По мнению агентов, региональные страховые фирмы охотнее идут на уступки клиентам.

Конкуренция – ваш козырь. На охоту за полисом нужно выходить в точки массового скопления агентов. Они хоть и работают в страховых компаниях, но зарплату получают сдельную за каждого клиента. Поэтому для них ситуация с нехваткой полисов и допами, которые отпугивают страхователей, невыгодна. На площадках, где работает много агентов сразу, можно сыграть на их жадности. Подойти к одному, второму, демонстративно отказаться от дополнительных услуг. Третий подумает и продаст полис.

Наглость – второе счастье. Можно согласиться на дополнительную страховку. А через час приехать в другой офис этой компании и расторгнуть договор на эту услугу. Опрошенные нами водители уверяли, что вернули переплаченные деньги и остались с полисом ОСАГО.

А как справились с этой проблемой вы? Делитесь опытом в комментариях.

Комментировать