UFA1
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Уфе

Погода-4°

пасмурно, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

748мм 74%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Мой дом Дорожные ловушки: учимся защищать права

Дорожные ловушки: учимся защищать права

Сегодня правила дорожного движения перестали быть тем единственным документом, которым должен руководствоваться водитель. Чтобы не попасть впросак, автомобилистам рекомендуется отслеживать изменения в судебной практике. В постановлениях Верховного суда появляются важные дополнения и правильные интерпретации пунктов дорожных правил, знаков, разметки и квалификации нарушений. О некоторых нюансах рассказал автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко.

В 2012 году вышли поправки в постановление Верховного суда, где трактуется применение 12 главы КоАП, касающейся водителей.

«Например, ВС сделал очень важное пояснение к знаку «направление движение по полосам». В его описание суд добавил фразу, что выезд на встречную полосу в нарушение требований этого знака влечет лишение прав. В ПДД об этом ничего не говорится. Хотите вы этого или нет, но правила дорожного движения перестали быть исчерпывающим документом», – говорит Юрий Панченко.

Там же есть фраза, что движение задним ходом по дороге с односторонним движением может закончиться лишением прав, если это не вызвано объективной необходимостью. Что это значит? Например, если водитель уперся в препятствие, и теперь нужно его объехать, то движение задним ходом допускается. Как и заезд на парковку задним ходом. Это и есть объективная необходимость. В других случаях движение «против шерсти» наказывается лишением.

В ПДД есть пункты, где прописан запрет на движение задним ходом (п. 8.12 ПДД), и улицы с односторонним движением в этот список табу не включены. Другими словами, правила разрешают ездить на «односторонке» задним ходом, если это безопасно и не создает помех, а ВС назначает за это лишение. «Учимся и получаем права мы по одним правилам, а ездим – по другим», – резюмирует правозащитник.

Как это ни странно, но, по словам автора книги, эти уточнения появились из-за ситуаций, связанных с пробками в Москве. Если на одной улице есть пробка, а соседняя – свободна, и между ними есть дорога с односторонним движением, водители просто включали заднюю передачу и уезжали со вставшей улицы на другую. Чтобы такие ситуации предотвратить, в постановлении пленума ВС и появилась фраза про одностороннее движение.

Один из распространенных способов развода водителей – штрафы за якобы не пропущенных пешеходов. Представим ситуацию: шестиполосная дорога, на зебру вступил человек, автомобилист его заметил, снизил скорость, но все же проехал дальше, не помешав пешеходу. Тут же его тормозят инспекторы, составляют протокол за непредоставление преимущества пешеходу – штраф от 800 рублей. «В решении ВС говорится, что пропустить пешехода и уступить дорогу – это одно и то же, – поясняет Юрий Панченко. – В ПДД существует определение, что значит уступить дорогу – это не вынудить участников движения, которые имеют преимущество, изменить направление движения или скорость. Если пешеход не изменил направления и скорости, инспекторы предъявлять водителю ничего не могут. Это подтвердил и замначальника ДОБДД МВД России Владимир Кузин. Для перестраховки всегда оставляйте между автомобилем и пешеходом не менее ширины одной полосы».

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Верховный суд также поставил точку в споре по поводу обгона по встречной полосе. Вопрос был в том, лишать ли человека прав, если он начал обгон в зоне прерывистой разметки, а вернулся в свою полосу через сплошную. Лишением прав наказывается любое нахождение ТС левее сплошной линии разметки даже без ее пересечения. Увы, но маневр нужно завершать до того, как разметка пойдет сплошной линией, иначе вы рискуете остаться без прав.

Освидетельствование на состояние опьянения – еще один из проверенных способов развода автомобилистов. «Фактически водители, которых лишили прав, сегодня делятся на действительно пьяных и тех, кого признали пьяными, но они таковыми не являлись», – говорит Юрий Панченко.

По словам автора «Наставления...», первичные признаки опьянения (запах алкоголя изо рта, покраснение кожных покровов, покраснение глаз, неустойчивая поза и т.д.) у человека однозначно проявляются при уровне алкоголя свыше 0,5 промилле, при 0,3-0,5 промилле они присутствуют у единиц, менее 0,3 промилле – не выявляются. «Сегодня не надо искать оборотней в погонах: поднимите документацию, и если при уровне алкоголя ниже 0,3 промилле (0,15 мг/л в выдыхаемом воздухе) человеку приписывают полную клиническую картину, – это вранье, документально подтвержденное», – говорит Юрий Анатольевич.

Сегодня, чтобы признать человека пьяным, достаточно показаний прибора. Мало того, что недобросовестные служивые могут откалибровать алкотестер, чтобы он завышал показания, существуют еще и серьезные погрешности самих приборов. И не все они учитываются при освидетельствовании. Существует абсолютная погрешность. Для наиболее распространенного «Алкотектора PRO-100» при температуре 20 градусов она составляет 0, 048 мг/л, если температура выше или ниже, нужно учитывать дополнительную абсолютную погрешность. Кроме того, есть погрешности, которые обусловлены другими веществами в выдыхаемом или окружающем воздухе (например, никотином). В итоге сумма всех этих возможных погрешностей может достигать 0,29 мг/л, а это почти в два раза больше уровня, который допускался раньше (0,3 промилле или 0,15 мг/л). Грубо говоря, на одних только погрешностях прибора человека можно обвинить в пьянстве за рулем.

Известный способ «наколоть» водителя: пригласить его на освидетельствование в патрульную машину, побрызгать стекло «омывайкой», в которой может содержаться метанол. Его пары попадают через систему вентиляции в салон, и прибор в любом случае что-то покажет.

Самый жесткий параметр принят в Швеции: допустимый уровень алкоголя для водителей – 0,2 промилле.

«До смешного доходит: в письме профильного института им. Менделеева указано, что погрешность по дополнительным веществам учитывать не надо. В то же время в руководстве к прибору говорится, что перед освидетельствованием курильщику нужно дать как минимум две минуты после выкуривания сигареты. То есть признается, что табачный дым может дать погрешность, но учитывать ее почему-то не нужно! Я рекомендую водителям, которые только покурили, выдержать пятиминутный интервал перед тем, как дунуть в трубку алкотестера, – говорит Юрий Панченко. – Если бы все эти погрешности учитывались, нормально относились инспекторы, врачи к своим обязанностям, то не было бы вопроса, кого признавать, а кого не признавать пьяным».

Кстати, чтобы обеспечить правильную работу алкотестера, его как минимум на час нужно переместить в то помещение, где будут освидетельствовать водителей. Разница температур может обеспечить ложные показания прибора.

Алкотестеры, которыми пользуются инспекторы и медики, не уловят эндогенный алкоголь, уточняет правозащитник. Но у человека могут быть заболевания, как сахарный диабет, который дает повышение уровня естественного алкоголя или ацетона, а это уже могут зафиксировать алкотестеры. В таких случаях нужно приглашать специалиста в суд, который пояснит это, а дальше все зависит от суда – примет ли он во внимание данный факт или нет.

В любом случае не нужно отказываться от прохождения освидетельствования – это однозначное лишение прав. И обязательно смотрите, что вы подписываете. Бывает, что нечистые на руку сотрудники под видом акта об освидетельствовании подкладывают бумагу, где просят водителя написать, что он не согласен с результатами полицейского алкотестера. На самом деле водитель расписывается под отказом о прохождении медицинского освидетельствования, и все – он пешеход. Этот факт могут подтвердить только понятые (только не заинтересованные лица): при тесте на алкоголь их должно быть двое. Если возникает конфликт с сотрудниками ГИБДД (например, инспекторы отказывают в вызове понятых), водитель вправе потребовать присутствия их начальства или позвонить в дежурную часть, сообщить о ситуации.

Знание закона для водителя – это залог сохранности удостоверения и права наслаждаться поездками на машине. И «Наставление по общению с ДПС» – вам в помощь!

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем