Мой дом Авто на копейку, ремонт – на рубль?

Авто на копейку, ремонт – на рубль?

Сумма ущерба не может превышать фактической стоимости автомобиля. Вроде бы прописная истина, но порой за ремонт побитой машины приходится выплачивать больше, чем она стоила до аварии. Верховный суд, принимая решение по подобному случаю, разъяснил, что улучшение имущества за счет виновника ДТП противоречит законодательству.

Поводом стала красноярская история. Женщина с ребенком попала в аварию: машина разбилась, пострадала и сама водитель. В иске она требовала не только возместить ущерб по железу, но и оплатить затраты на лечение, восстановление в санатории, затраты на судебные дела и моральный ущерб. Как сообщает «Российская газета», сумма вышла за полмиллиона рублей. При этом 535 тысяч по заключению технической экспертизы потребовалось бы на восстановление транспорта. В районном суде страховую обязали выплатить 170 тысяч рублей (был причинен вред здоровью + материальный), а более 400 тысяч – виновнику аварии.

Ответчик не отрицал свою вину, но решение районного суда по сумме ущерба его не устроило. В вышестоящей инстанции это решение оставили в силе, и тогда мужчина обратился в Верховный суд.

По Гражданскому кодексу (статья 1064) вред, причиненный имуществу, нужно возместить в полном объеме. Поэтому местные суды и предписали оплатить ремонт от и до. Но Верховный суд подчеркнул, что затраты не должны приводить машину в ее первозданный вид. В данном случае возместить ущерб – это привести автомобиль в то состояние, в котором он был до момента ДТП с учетом его реальной рыночной стоимости. В деле были документы, которые подтверждали: машина стоит не более 241 000 рублей. А значит сумма взыскания не должна выходить за ее границы. В противном случае это можно расценивать как некое обогащение за счет чужого кармана.

Это решение очень важное, и особое значение оно несет для автовладельцев. Страховая больше установленного лимита все равно не заплатит. А вот недостающие средства на ремонт будет компенсировать виновник ДТП. Порой эти суммы в разы больше страховой выплаты. Отдать 400 тысяч или 70 000 – дьявольская разница для рядового водителя. Почему он должен выплачивать в два раза больше стоимости самой машины? Это уже не восстановление, а обновление.

За шесть месяцев 2012 года страховщики увеличили сборы на 23%. Сумма премий потянула на 56,7 млрд рублей, сообщает РСА. При этом средняя выплата по ОСАГО сократилась примерно на 1%. Сейчас она составляет 22 933 рубля.

В правилах ОСАГО четко прописано, что «возмещению подлежат расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая». Собственно это еще раз и подтвердил Верховный суд своим решением.

До момента его вынесения, утверждают эксперты, практика по подобным делам была неоднозначная: «Действительно, бывает, что фактическая стоимость ремонта выливается в суммы большие, чем цена машины. Как правило, в судах ее уменьшают до реальной рыночной стоимости автомобиля. То есть, если он стоит 100 000 рублей, а ремонт оценен в 120 тысяч, вынесут решение на выплату ста тысяч, – поясняет эксперт-оценщик агентства «Вита-Гарант» Валерий Филиппов. – Но у нас судебная практика неоднозначная. Бывало и такое, что судья цифры не снижал. Проблема возникает из-за того, что восстановление проводится новыми деталями, плюс сами работы обходятся недешево. Например, заменить стекло на старенькой Subaru стоит тысяч 70».

Расходы на ремонт превышают цену старых, «уставших» машин. На поживший автомобиль ставят новую деталь, рассчитывают стоимость нормо-часа по действующим расценкам, так и набегает круглая сумма. Но по ним не считывают утрату товарной стоимости (УТС): «Она выплачивается страховой компанией в пределах лимита (120 тысяч рублей на один поврежденный автомобиль). Если эта граница превышена – причинителем ущерба. Но УТС рассчитывается не для всех автомобилей. Иномарка должна быть не старше пяти лет и ее износ не должен превышать 35% (то есть она не должна стоить менее 65% от первоначальной стоимости). Для отечественных машин требования те же. Но есть исключение по окрасочным работам. Здесь УТС считается, только если авто не более трех лет», – уточняет Валерий Филиппов. Порой цена ремонта приближается к стоимости даже нового автомобиля, хотя повреждения не столь критичные.

В 2009 году в «Авторевю» провели эксперимент, подсчитав стоимость ремонта Geely MK. Организовали краш-тест, воссоздав типичную городскую аварию: въехали в препятствие на скорости 15 км/час с перекрытием в 40%. Были повреждены крыло, бампер, капот, разбилась фара, пробили радиатор. Объехав несколько автосервисов, начиная от дилерских центров до мастерских, выяснили, что ремонт обойдется минимум в 180 000 рублей. Больше всего зарядили «официалы», насчитав 210 тысяч рублей. И это при ценнике машины в 299 000 рублей! Сумма не превысила стоимости иномарки, но это 70% начальной цены. Как правило, если восстановление потянуло на 70% и больше от цены авто, признается его конструктивная гибель. Испытатели решили: разбитую иномарку легче продать – за нее выручили 100 тысяч.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем