Мой дом Сбербанк покупает Opel – история про попа и гармонь?

Сбербанк покупает Opel – история про попа и гармонь?

Вопреки сомнениям, Сбербанк России и его партнер Magna приобрели Opel. Что еще интереснее, Сбербанк станет крупнейшим акционером наряду с GM – к окончанию сделки у обеих компаний будет по 35% акций. Magna получит 20%, оставшиеся 10% – у трудового коллекти

" width=

Вопреки сомнениям, Сбербанк России и его партнер Magna приобрели Opel. Что еще интереснее, Сбербанк станет крупнейшим акционером наряду с GM – к окончанию сделки у обеих компаний будет по 35% акций. Magna получит 20%, оставшиеся 10% – у трудового коллектива завода.

В собственность новых владельцев переходит восемь заводов Opel в Европе (своего производства в России компания не имела), и в ходе реструктуризации их число может сократиться до шести, пишет газета «Коммерсант».

Стратегическим управлением Opel займется Magna, а Сбербанк пока претендует лишь на роль держателя акций, не влияющего на решения руководства. Во главе компании остается нынешний руководитель Карл-Питер Форстер.

Сразу возникает вопрос – в чем смысл такого приобретения для Сбербанка? По оценкам специалистов, Magna совместно со Сбербанком инвестирует в предприятие 500-700 миллионов евро (22-30 миллиарда рублей). По меркам большого автобизнеса – вложения копеечные, которых хватит разве что на рестайлинг существующей модели, поэтому основную нагрузку в первое время возьмет на себе немецкое правительство под гарантии сохранения рабочих мест в Германии.

Тем не менее не все россияне настолько хорошо относятся к Германии, чтобы одобрить бескорыстную помощь ее автопрому: как бы вы отнеслись к жене, которая дала взаймы соседу, когда вы экономите на обедах? Впрочем, министр финансов РФ Алексей Кудрин заверил, что никаких государственных субсидий на поддержку Opel выделено не будет.

Предвидя народный гнев, Сбербанк поспешил заявить, что руководствовался чувством патриотизма. В интервью телеканалу «Вести» глава банка Герман Греф рассказал, что активы были приобретены по беспрецедентно низкой цене с целью реструктурировать автомобильную отрасль России.

Ведь скоро в игру вступит еще один участник сделки – «Группа ГАЗ». Он выступает в роли индустриального партнера, который предоставит Opel площадки для выпуска автомобилей плюс свою дилерскую сеть. Причем под производство «опелей» будет отдан завод, где сейчас пытаются выпускать Volga Siber. «Пытаются» – подходящие слово, потому что при годовой мощности 180 тысяч автомобилей в год за первые три месяца этого года было продано 679 «сайберов», и тенденций к оживлению спроса нет. Другими словами, пока завод загружен на 1,6%.

Однако возникает ряд вопросов. Во-первых, представители ГАЗ заявили, что смогли бы перепрофилировать конвейер под нужды Opel, подразумевая остановку производства Siber. Получается, сделанные в него инвестиции пошли прахом? На покупку завода по производству Chrysler Sebring было потрачено 150 миллионов долларов, были колоссальные затраты на подготовку производства, управление и маркетинг. А теперь, через полгода работы, все это стало ненужным? «Сайбер» называли «спасительным кругом» для ГАЗа, но он оказался камнем на шее. Теперь на должность спасжилета избрали Opel – поможет ли?

Герман Греф и правительство рассчитывают, что покупка Opel подтянет автопром России под западные стандарты. Зовите меня пессимистом, но это напоминает надежды старика стать моложе после женитьбы на студентке. Да, Opel – это современное инженерно-производственное предприятие. Но одно дело перетащить в Россию энное количество станков и окрасочных комплексов, совсем другое – создать подобающую базу поставщиков, изменить менталитет руководства и рабочих, переломить привычный стиль работы. Да и потом правительство Германии кровно заинтересовано в сохранении рабочих мест в своей стране, так что разработка и производство современных моделей в Россию не переедет. Нам, скорее всего, достанется одна из существующих моделей Opel, вроде Astra Sedan, на смену которой скоро уже идет новая Astra.

И кто от подобного шага выиграет больше: «Группа ГАЗ» или Opel, открывающий для себя прямой доступ к самому динамичному рынку Европы? Тут тебе и производственная линия, и дилерская сеть, и благосклонный взгляд правительства на всю затею – чем не вариант?

А предыстория попыток россиян сыграть по-крупному настраивает на совсем пессимистичный лад. Оставим в стороне покупку TVR Николаем Смоленским – это из разряда курьезов с печальным концом. Но та же «Группа ГАЗ» несколько лет назад приобрела английского производителя коммерческого транспорта LDV, который должен был потеснить Ford Transit на российском рынке. Но вместо этого вышел конфуз – предприятие так и не стало рентабельным, и теперь тихо умирает на родине.

Была уже история и с российским Opel – GM-АвтоВАЗ выпускал под брендом Chevrolet Viva одно из предыдущих поколений Opel Astra. Начинание также провалилось – россияне не стали платить высокую цену за морально устаревший автомобиль. Добавим сюда историю с «Сайбером», которому пророчили статус всенародного любимца, а теперь готовы задушить в младенчестве.

Впрочем, не все разделяют столь грустный взгляд на затею Сбербанка. «С одной стороны, производство автомобилей Opel в России на начальном этапе повредит бренду, как это уже было с Rover, когда его приобрели китайцы, – говорит исполнительный директор компании «Машинный двор» Сергей Суханов. – Но люди поговорят годик, а потом привыкнут. А для российского автопрома данная сделка – великое благо. Если Opel и Magna передадут свои технологии и организуют производство автомобилей и комплектующих в нашем отечестве, то это позволит поднять российский автопром на новый качественный уровень».

«Что касается Chevrolet Viva, то она провалилась из-за неконкурентной цены, – продолжает господин Суханов. – Если бы удалось локализовать сборку, перенести производство из Польши и удержать цену на уровне озвученной изначально, это был бы бестселлер. Сейчас все иностранные производители, организовавшие производство в России, предлагают автомобили по более демократичным ценам. Многое зависит от степени локализации производства и процента используемых отечественных запчастей. Думаю, Opel не будет исключением».

«Я уверен, что потребитель не почувствует никаких изменений в качестве Opel, – говорит руководитель отдела продаж компании «Дав авто» Дмитрий Осокин, – а вот в ценовой политике изменения вполне возможны. Например, возможно, в ближайшее время появится новая программа кредитования от Сбербанка. Кроме того, с началом производства Opel в России снизятся и цены. Люди этого очень ждут. Конечно, вначале было опасение, что в приобретение акций вмешается Китай, но, как говорится, пронесло. То есть воспринимать изменения следует с положительной точки зрения – пользы от участия сбербанка в акционировании концерна несомненна».

Фото: Фото с сайта L.yimg.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем