Депутаты Госдумы предлагают внести изменения в статью 166 УК РФ, согласно которым получение незаконного доступа к автомобилю будет признаком, отягчающим преступление.
Ранее в эту статью уже вносились изменения, однако тогда только повышалась ответственность за угон с целью хищения. То есть человек, который взял автомобиль покататься, а потом или вернул его владельцу, или бросил где-нибудь во дворах, отделывался штрафом. Пикантность ситуации придавал тот факт, что даже если полицейские останавливали машину, находящуюся в розыске, человек за рулем говорил, что не украл ее, а просто взял покататься. В этом случае преступление наказывается гораздо мягче. Именно этим объясняется то, что, например, в 2011 году по стране было украдено чуть меньше 37 тысяч автомобилей. А деяний, классифицированных как «завладение транспортным средством без цели хищения», – почти 42,5 тысячи. Де-факто поверить в то, что специальным оборудованием, о котором не мечтал и Джеймс Бонд, пользовались подростки, переигравшие в Grant Theft Auto, непросто. А де-юре доказать, что человек с чемоданом, в котором хранятся приборы, сопоставимые по стоимости с Land Cruiser, планировал украсть автомобиль, а не «покататься и вернуть», непросто. И вместо тюремного срока автовор получает штраф в 20 тысяч рублей – семечки для людей со стотысячными «гонорарами».
Предложения депутатов Алексея Журавлева и Сергея Жигарева сводятся к тому, что внештатный доступ к автомобилю является отягчающим обстоятельством. В пояснительной записке к законопроекту это мотивируется тем, что «эти действия непременно наносят вред транспортному средству, имущественный вред его владельцу, а, следовательно, повышают степень общественной опасности преступления».
«Внештатным доступом» в уголовном кодексе предлагается назвать «получение возможности использовать автомобиль или иное транспортное средство по прямому назначению с помощью разрушения или временного нарушения работоспособности механических, электронных и иных средств, конструкционно предназначенных для защиты автомобиля или иного транспортного средства от неправомерного использования». Переводя с бюрократического языка на разговорный русский, это означает, что «отягчит» преступление не только сканер, стоимость которого превышает стоимость самого автомобиля, но и элементарная монтировка, которой преступник разбивает окно машины или отжимает дверь. Правда, все это относится только к преступлениям, совершенным «группой лиц по предварительному сговору».
Тот же законопроект предлагает ужесточить наказание за угон автомобилей. Например, за те же самые «покатушки» с незаконным проникновением в машину предлагается не штрафовать, а сажать в тюрьму на срок от трех до пяти лет, за кражу машины с причинением легкого вреда здоровью хозяина – на семь лет, а если здоровью владельца машины принесли тяжкий вред – то от 10 лет.
По мнению сотрудника ГИБДД, пожелавшего остаться анонимным, изменения в целом положительные, но суровость наказания недостаточна. «Например, в Узбекистане за любое неправомерное проникновение в автомобиль сажают на срок от семи лет! Поэтому там и статистика угонов минимальная. В этом законопроекте есть один очень радующий меня момент – установлены минимальные сроки наказания», – рассказал сотрудник ГИБДД.
По мнению автомобильного журналиста Артема Краснова, принятие данных предложений поможет но отчасти. «Сегодня правоохранительным органам приходится тратить немало сил и времени, чтобы доказать хищение транспортного средства с целью последующего заработка, и условные сроки для «начинающих» угонщиков – не редкость. Число ситуаций, когда человек действительно взял машину ради благих целей (жену в роддом и тому подобное) – ничтожно мало, соответственно, обвинители тратят массу времени на доказательство очевидных вещей», – уверен Артем Краснов. Однако, по его мнению, радикально проблему угонов это не решит. «Этот бизнес – высокоорганизованный, умеющий подстраиваться под новые условия. Обычно в угнанную машину садится самый малоценный член коллектива, и такие любители легкой наживы будут всегда, какой срок не устанавливай», – считает журналист.
Для решения проблемы нужна комплексная работа, которую должны обеспечить представители правоохранительных органов на базе нормативных актов. «Борьба с угонным бизнесом должна идти по всем фронтам, начиная от более тщательной проверки машин на угон при плановых остановках и заканчивая серьезной ответственностью, например за подделку документов», – рассказал Артем Краснов.
Водитель Алексей считает, что такие методики смогут остановить только подростков и наркоманов. «Профессиональные угонщики зарабатывают достаточно денег, чтобы нанять хорошего адвоката или даже «выкупить» участника группы. В крайнем случае, будут подставлять молодых водителей. Я бы лучше предложил ужесточить ответственность за вандализм в отношении автомобилей», – считает автолюбитель.
Фото: Фото с сайта Drive2.ru