На последнем заседании Госдумы глава Счетной палаты Сергей Степашин признал: расходы на дорожное строительство зачастую завышаются без каких-либо оснований.
«В прошлом году на финансирование программы «Автомобильные дороги» был израсходован 241 миллиард рублей, а протяженность автомобильных федеральных дорог увеличилась на 192 километра или на 0,4%, – заявил Степашин. – Наши проверки показывают, что серьезное завышение стоимости федеральных дорог происходит, в том числе, за счет необоснованных расходов на отселение граждан из зоны строительства и выкуп земельных участков».
Получается, что каждый километр построенных дорог обошелся бюджету (точнее, налогоплательщикам) в среднем в 1,25 миллиарда рублей. По разным данным, в зависимости от местоположения, стоимость одного километра может составлять от 150 миллионов до 10 миллиардов рублей.
«Перерасход» не обошел стороной и Башкирию. Не так давно Контрольно-счетная палата республики, проверив деятельность Управления дорожного хозяйства, установила, что за последние два года организация неэффективно потратила более миллиарда рублей. В частности, дорожники продавали спецтехнику частным фирмам, после чего брали ее же в аренду.
Дорожные фонды, по мнению чиновников, помогут эффективнее контролировать расходование средств. Тем не менее, существует и другая точка зрения.
«Я немного знаком с этой темой и берусь утверждать, что ни одна дорога в России не строится без откатов и взяток, – пишет известный борец с коррупцией Алексей Навальный в своем блоге. – Ни один аукцион не был честным. А там, где аукцион (тендер, конкурс) был честным, победителя заставляли все равно заплатить за акт приемки. Можете полазить по сайтам госзакупок и посмотреть. Там где договор был заключен с единственным участником аукциона, организаторам на берегу отваливали 15%, там, где была конкуренция, отваливали позже 7-10%».
По мнению блоггера, дорогам достается менее половины выделенных средств: остальное расходится по чьим-то карманам.
Глава «Росавтодора» Анатолий Чабунин, в свою очередь, в интервью «Газете.ру» не согласился с обвинениями в коррупции, отметив, что нет ни одного уголовного дела, где бы эти откаты подтвердились. Кроме того, на вопрос о дороговизне дорожного строительства чиновник заявил, что российские дороги по цене получаются дешевле, чем на Западе.
«Стоимость дорог складывается, в том числе, из подготовки территории. Чтобы начать строить объект, надо выкупить землю, произвести лесосводку, потом строители должны прийти на подготовленную площадку. В Европе затраты по подготовку территории в стоимость дороги не входят» – отметил Анатолий Чабунин.
Тема дорожного строительства всплывает в новостях с завидным постоянством: то Химкинский лес вырубают, то премьер-министр страны назовет новую трассу «хорошей проселочной дорогой», то средства, полученные от «двойного» транспортного налога, предлагают направить в специальные дорожные фонды.
Масла в огонь подлил журнал «Esquire», подсчитавший, что за 227 миллиардов, выделенных на строительство 48 километров одной из «олимпийских» дорог, можно было бы вместо асфальта использовать сантиметровый слой черной икры.
Добавим, что при таком пристальном внимании к дорожной проблеме, остается надежда на избавление от второй народной беды: по словам министра финансов Алексея Кудрина, благодаря федеральному дорожному фонду качество российских дорог уже через десять лет приблизится к европейскому уровню.