В первый день осени вступило в силу довольно спорное постановление правительства под номером 361 об оценке износа запчастей автомобиля. Согласно этому документу, износ не будет учитываться для ряда деталей и устройств, в частности, для подушек и ремней безопасности. Для всего остального максимально возможная степень износа может составить 80%. В приложении к постановлению указаны коэффициенты, которые страховщики будут применять в расчетах. Что характерно, таблица составлена с учетом страны происхождения машины, и при внимательном рассмотрении остается только удивляться. К примеру, можно сделать вывод, что меньше всего от возраста и пробега страдают японские, европейские и американские автомобили. Продукция автозаводов Юго-Восточной Азии, согласно коэффициентам, ненамного лучше российских машин. Как-то это с трудом вяжется со словами Путина о надежности «Калины», на которой он недавно ездил по Дальнему Востоку.
Эксперты неоднократно высказывали опасения, что такие поправки в правила ОСАГО, во-первых, приведут к неизбежному удорожанию самих полисов, а во-вторых, только испортят нервы автовладельцам. Дело в том, что, несмотря на подробные инструкции, объективность оценки останется под вопросом: в ряде случаев страховым компаниям будет выгоднее занизить сумму ущерба, но еще чаще сами застрахованные будут писать жалобы, доказывая, что оценщик не досчитал столько-то тысяч рублей.
«Вместо того чтобы получить понятные и исполнимые правила игры, к примеру, единую методику расчета, которая установлена законодательством ОСАГО и которую ответственные ведомства не могут разработать уже семь лет, страховое сообщество получило на 95% неготовый документ, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов, – считает первый заместитель директора филиала «Росгосстраха» в РБ Владимир Вавилов. – Каждая страховая компания будет исполнять его по собственному ощущению, что в итоге приведет к увеличению количества жалоб и еще больше осложнит ситуацию с ОСАГО. Кроме того, данный документ был разработан без участия представителей страхового и экспертного сообществ, которые были поставлены перед фактом в момент его опубликования. Во что это выльется? Ряд страховщиков, оказавшись перед лицом незапланированного увеличения убыточности, включат компенсационные механизмы, что приведет к занижению сумм выплат и необоснованным отказам. Для многих дополнительные проценты к отрицательным финансовым показателям станут последней каплей, и они просто уйдут с рынка, поставив своих страхователей перед необходимостью самостоятельного решения проблем».
Тарифы должны вырасти, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА), представители которого обратились в Минфин с соответствующим предложением.
«Тарифы ОСАГО не менялись семь лет – с начала действия закона, – продолжает Владимир Вавилов. – Корректировались региональные коэффициенты, которые изначально были установлены неверно, коэффициенты по мощности двигателя, были изменены коэффициенты по возрасту и стажу, но базовый тариф на протяжении семи лет как был, так и остается – 1980 рублей. Это само по себе абсурдно, поскольку накопленная инфляция за этот период составила 214%, то есть потребительские цены за этот период увеличились в два раза».
Что ответят чиновники – пока неизвестно, однако в министерстве уже готовят новые поправки в закон об ОСАГО. В частности, в законопроекте имеется пункт об увеличении максимальной суммы выплат за ущерб жизни и здоровью до полумиллиона рублей. По оценкам аналитиков, этого достаточно, чтобы полисы подорожали на 30%. Кроме того, эксперты предсказывают повышение цен еще на 20-25% из-за пресловутого «порядка оценки». Только так, по мнению страховщиков, можно избежать крупных убытков от «автогражданки». Одновременно с этим РСА борется за «чистоту рядов», периодически отзывая лицензии у недобросовестных компаний. В этом году уже прекратили свою работу 11 страховщиков, на очереди еще семь.
Однако, как пишут «Ведомости», некоторым из этих компаний отсутствие документов совершенно не мешает зарабатывать. По правилам, после отзыва лицензии страховщик должен вернуть в РСА неиспользованные бланки ОСАГО. Однако на деле так поступают далеко не все, и в результате союз автостраховщиков вынужден самостоятельно расплачиваться по долгам бывших партнеров. Годовой объем «теневого» рынка «автогражданки» эксперты оценили в 1,2 миллиарда рублей: именно такую сумму страховщики теряют по вине недобросовестных коллег.
Теперь остается только дождаться, когда Минфин определится с ответом на предложение страховщиков. Тогда и будет видно, сколько автолюбителей вытерпят новые тарифы, а сколько предпочтут пересесть на маршрутки.