Порядок подготовки начинающих водителей вновь изменится. На официальном сайте правительства России на днях появился план поправок к соответствующим законам. В частности, ГИБДД лишится так называемой «монополии» на прием экзаменов у курсантов: по плану, автошколы должны получить право на самостоятельную проверку знаний и навыков своих воспитанников, точнее, лишь двух этапов – теории и «площадки». Вождение по городу, как и раньше, придется сдавать инспектору ГИБДД. При этом вовсе не обязательно сдавать экзамены по месту прописки: сделать это будет можно в любом регионе страны, вне зависимости от того, в какой автошколе вы обучались.
Последнее несет в себе определенные трудности: ГИБДД придется разрабатывать и внедрять единую базу данных. Пока о ее создании речь не идет.
Еще одно нововведение порадует тех, кто не планирует ездить на «механике», будет предложено обучиться вождению на «автомате». Водительское удостоверение при этом будет выдаваться по соответствующей категории, а управлять автомобилем с механической трансмиссией таким водителям будет запрещено, в противном случае им придется отдельно сдавать вождение на «механике».
Вопреки опасениям, качество обучения при этом не должно снизиться: у правительства и ГИБДД есть в запасе идея, как можно мотивировать автошколы работать лучше. К примеру, если курсант с трех попыток так и не сумел сдать экзамен, автошколе придется выделить не менее пяти бесплатных учебных часов. При этом не важно, что именно провалил начинающий автомобилист: теорию или практику.
Еще одно нововведение может сильно ударить по репутации автошкол. Госавтоинспекция начнет публиковать статистику аварийности с участием водителей, стаж которых не превышает двух лет. В этой статистике также будут указываться автошколы, выпустившие нерадивых автомобилистов. Логично, что любая автошкола мечтает вовсе не попадать в подобный «хит-парад».
К этой работе ГИБДД еще только готовится. В частности, в пресс-службе республиканской Госавтоинспекции корреспонденту 102km.ru сообщили, что в ближайшее время никаких изменений в аварийных сводках ожидать не стоит.
Попавших в ДТП неопытных автомобилистов, в свою очередь, будут не только наказывать: грядущие перемены предполагают дополнительную практическую подготовку. Что еще лучше – оттачивать навыки неопытные водители смогут бесплатно. Тем не менее, пока это лишь проект – в итоговом виде все может немного измениться.
Тем не менее, принимать экзамены смогут не все. Для этого необходима соответствующая материально-техническая база, в частности, компьютерные классы, автоматический автодром и системы видеонаблюдения, установленные в учебных автомобилях. С таким требованиями шансы курсантов сдать экзамены в той автошколе, где он учился, становятся невысокими: в Уфе, например, собственным автодромом располагает только одна автошкола.
Главное – не перегнуть палку с требованиями к оснащению и не запрещать принимать экзамены на чужих автодромах. Иначе небольшим частным автошколам придется вообще забыть о возможности самостоятельно аттестовать курсантов. Если вспомнить о том, что по всей стране можно насчитать всего лишь полтора десятка автоматических автодромов, вероятно, что большинство послаблений будет присутствовать только на бумаге. Впрочем, официально новый порядок вступит в силу не раньше 2012 года, так что у автошкол еще есть в запасе достаточно времени.