Продажу «красивых» номеров в России могут узаконить уже до конца года. Соответствующий законопроект в настоящее время разрабатывается одним из профильных комитетов Госдумы. Каков будет порядок реализации «счастливых» регистрационных знаков, пока неизвестно, однако о том, что легальная продажа госномеров может оказаться в разы эффективнее любых антикоррупционных мер, говорится уже давно, причем как простыми автомобилистами, так и чиновниками. В частности, глава ГИБДД России Виктор Кирьянов на днях отметил, что возражений со стороны его ведомства не последует:
«Мы тоже не против, – цитирует «Российская газета» слова главного автоинспектора страны. – Самое главное, чтобы граждане были довольны. Понравился номер – купил, без нашего участия. Работа в этом направлении, я знаю, идет».
Спрос на «красивые» номера и «блатные» серии был и остается по-прежнему высоким. Многие автолюбители готовы жертвовать весьма солидными суммами ради заветных «777» или «555», не говоря уже о привилегированных сериях, таких, как «АМР» или «ЕКХ». Вот только деньги эти спокойно перекочевывают в карманы отдельно взятых сотрудников ГИБДД, а не в бюджет ведомства.
Мы опросили несколько автолюбителей, на машинах которых красовались подозрительно «круглые» цифры. Что характерно, никто из них не подтвердил, что покупал регистрационные знаки: мол, достались случайно, в порядке очереди. Некоторое время назад о том же говорилось на одной из пресс-конференций в республиканской ГИБДД: ведомство, якобы, не имеет возможности откладывать номера для «своих», и каждая серия выдается по порядку, от «001» до «999». Но практика показала, что купить номер все-таки можно: совсем недавно в Уфе завершился процесс над бывшим заместителем начальника отдела техосмотра и регистрации АМТС при ГИБДД УВД по Уфе. Следствие установило только два факта продажи номеров: еще в середине сентября прошлого года инспектор получил от владельца Audi Q5 30 тысяч рублей за номер «009», а еще через две недели продал владельцу Lexus RX330 «три пятерки» за 40 тысяч. Надо сказать, гаишник еще легко отделался: суд назначил ему наказание в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей, а также запретил в ближайшие три года занимать руководящие должности в государственных учреждениях и правоохранительных органах.
Учитывая то, что хороший номер может сравниться по цене с плохой машиной – подобная «услуга» могла бы стать полезной и для обновления материально-технической базы ГИБДД. Другими словами, Госавтоинспекции в известной степени выгодно их продавать. Тем не менее, воз и ныне там.
Наиболее вероятным вариантом легальной продажи номеров эксперты называют специальные аукционы.
«Маловероятно, что ГИБДД будет составлять какой-то прайс в зависимости от престижности номера: у ведомства достаточно других дел, куда более важных, чем торговля регзнаками, – считает экономист Петр Евдокимов. – Конечно, в идеале все должно быть построено по той же схеме, как у операторов сотовой связи. Что-то вроде услуги с выбором номера».
В любом случае, ГИБДД уже давно пора прикрыть лазейку для коррумпированных сотрудников. Дополнительный и при этом «белый» доход инспекции не помешает.