Нашим дорогам в очередной раз указали на их низкое качество. Вслед за аналитиками Forbes, подсчитавшими аварийность в каждом отдельно взятом регионе, не упустили возможности бросить свой камень в нашу вторую национальную беду эксперты Всемирного банка.
На днях был опубликован рейтинг автодорог большинства стран мира. Внимание аналитиков дороги привлекли в первую очередь тем, что именно они являются основным «двигателем» экономического развития. Однако Россия, несмотря на все модернизации, в этом списке смогла занять лишь 111-е место, пропустив вперед себя даже своих «младших братьев», таких как Азербайджан и Казахстан.
Хуже, чем в России, считают аналитики Всемирного банка, дела обстоят лишь в Польше, Румынии, Болгарии, Украине и Киргизии. На первых местах рейтинга Франция, Германия и Финляндия, что неудивительно. Немецкие автобаны, к примеру, давно уже стали эталоном ровной трассы.
У нас же принято в основном грешить на погоду и высокую стоимость строительства отдельно взятого километра трассы. При этом в запредельной смете на постройку дорог снова виноват климат. И тот факт, что асфальтовое полотно мало где выдерживает больше, чем два-три сезона, – тоже следствие капризов погоды. Хотя в последнее время даже российские эксперты стали выделять еще две причины – откаты и несовершенную систему госзакупок.
По данным государственной компании «Автодор», в России не соответствуют даже минимальным требованиям гладкости более 28,5 тысячи километров дорог. Что касается других дефектов полотна, то здесь уже более 35 тысяч километров не выдерживают никакой критики. При этом за последние 12 лет было построено всего лишь около четырех тысяч километров дорог. Согласно прогнозам, такими темпами уже через пять лет половина трасс будет непригодна для использования.
«Безусловно проблема дорог стоит в России очень остро, но для объективности необходимо вспомнить, что протяженность дорог в России намного больше, чем в названных странах, – говорит региональный представитель Федерации автовладельцев России в РБ Ильяс Чанышев. – Но все-таки это не оправдание. На ремонт дорог выделяется средств больше, чем на их строительство, а следовательно, ремонтировать выгоднее, чем строить новые. Но даже ремонт дорог сейчас себя не оправдывает. Ведь все мы знаем, что ямочный ремонт не сильно улучшает состояние дорожного покрытия, а в некоторых случаях и совсем не имеет никакого смысла. Будем надеяться, что эта тенденция в скором будущем изменится».
По мнению министра транспорта России Игоря Левитина, на финансирование дорожного строительства необходимо выделять не менее 2,1% от валового внутреннего продукта. Сейчас же на эти цели выделяется около 0,8% от ВВП.
Тем временем в стране должен быть создан специальный дорожный фонд, в котором будут накапливаться деньги для содержания и ремонта автодорог. Кроме того, «Единая Россия» анонсировала свою партийную программу «Новые дороги городов», правда деньги на восстановление трасс от единоросов получат далеко не все регионы.
Что касается фонда, то его эффективность с самого начала была под вопросом: подобная «кубышка» действовала в 90-е годы, но была неэффективной, в том числе и из-за коррупции. Поэтому президент дал указание детально проработать все правовые вопросы, чтобы «дорожные» деньги не расходились по карманам заинтересованных лиц.
Получается палка о двух концах: хорошие дороги нужны всем, да и опытных строителей у нас много. Не хватает только той самой надежной «кубышки», каждая копейка из которой была бы потрачена на дело. Но, может быть, причина в том, что такой фонд был бы бесполезен для самих чиновников?