Журнал Forbes на днях опубликовал рейтинг самых опасных дорог. В отличие от ГИБДД, которая ежемесячно подсчитывает количество погибших и травмированных в ДТП, в этом списке приведены лишь относительные цифры.
По мнению социологов, такой подход получается точнее: действительно, будет ли корректным сравнение той же Башкирии с Оренбургской областью, где дорог на порядок меньше, а следовательно, и меньше аварий? Именно поэтому Forbes решил указывать количество дорожно-транспортных происшествий исходя из количества машин. В этом случае наиболее точно показано, где водители ездят аккуратнее, а где – наоборот.
Самым безопасным регионом, на удивление, оказался Приморский край. На Дальнем Востоке, где у большинства машин руль расположен справа, на тысячу автомобилей приходится лишь 0,33 погибших. Можно ли считать, что аварийноопасность правого руля, на которую напирает правительство, оказалась мифом? Вполне возможно. Всего, кстати, в Приморье на каждую тысячу машин приходится 3,41 ДТП, на каждые 10 аварий приходится по 0,96 погибших.
На втором и третьем местах с конца расположились Мурманская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. С конца, потому что заголовок у рейтинга «Где опаснее всего ездить?», и «призовые» места в нем отданы тем регионам, где ДТП, во-первых, случаются чаще, а во-вторых, где у автомобилистов выше шансы погибнуть в аварии. Такими регионами, по версии Forbes, стали Тува (смертность – 3,39 на каждые 10 ДТП), Карачаево-Черкесия (2,36) и Ингушетия (4,46). Несколько выше этот показатель в Чечне – 5,67, однако по другим показателям эта республика находится только на седьмом месте.
Башкирия в рейтинге самых опасных дорог находится на 62 месте, примерно на одном уровне с соседями: к примеру, Татарстан занимает 51 место, Челябинская область – 57-ое, Самарская – 64-ое, Свердловская – 67-ое. Посмотреть рейтинг полностью можно здесь.
Показатели, с которыми Башкирия замыкает двадцатку «безопасных», таковы: на тысячу машин у нас приходится по 0,7 погибших и 8,51 пострадавших, при этом лишь 6,29 автомобиля из тысячи попадают в ДТП, и только 0,3 – по вине пьяного водителя. Летальным исходом заканчивается в среднем каждое десятое ДТП.
«В Башкирии сейчас не лучшее время для участия в подобных рейтингах, – считает предприниматель Игорь Самарин. – Дело в том, что в республике в этом году резко сокращены расходы на ремонт и строительство дорог, что, в свою очередь, не может не сказываться на аварийности. Плюс ко всему недавно выяснилось, что наши дорожники за последние два года потратили впустую лишний миллиард рублей, сдавая собственную технику в аренду самим себе».
Впрочем, в республиканской ГИБДД отмечают, что, несмотря на сокращение расходов на содержание трасс, аварийность из-за их плохого состояния по сравнению с прошлым годом снизилась на 10,1%. Несмотря на это, каждое третье ДТП в Башкирии по-прежнему происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог.
«Реальность в данной статистике, на мой взгляд, имеет место, – считает региональный представитель Федерации автовладельцев России в РБ Ильяс Чанышев. – Для снижения этих результатов необходимо повышать уровень грамотности как пешеходов, так и самих водителей. А заниматься этим должны наши доблестные сотрудники ГИБДД. Кроме того, упрощение проезда на крупных городских развязках тоже могло бы поспособствовать снижению аварийности».
Впрочем, все познается в сравнении. Достаточно проехать по трассе М5 в сторону Челябинской области. И надо сказать, башкирский участок федеральной автодороги поддерживается в куда более приличном состоянии. В каком состоянии находятся дороги наиболее депрессивных регионов страны – нетрудно догадаться.
Одна проблема: вряд ли мы дождемся того дня, когда наши дороги по своему качеству хотя бы отдаленно будут напоминать европейские автобаны.