Новая редакция правил дорожного движения, которая вскоре вступит в силу, с самого начала вызвала немало споров. Среди прочего водителей смутил пункт о круговом движении, а пешеходов – фраза о приоритете спецавтомобилей на «зебрах». Разногласия были настолько острыми, что даже в ГИБДД решили раз и навсегда покончить с неоднозначностью, разъяснив участникам движения, кто на дороге главный.
Параграф о «мигалках», в частности, гласит: «Пешеход при приближении машин с включенным проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть». Многие поняли это так: автомобили особой важности отныне имеют полное право давить зазевавшихся пешеходов. Если приоритет дает «мигалкам» возможность не тормозить на «зебрах», то и пропускать людей не обязательно. Некоторые аналитики даже подсчитали, насколько для пешехода вообще реально «незамедлительно освободить дорогу». Сравнив среднюю скорость спецтранспорта и быстроту реакции человека, эксперты выяснили: шансов немного. Пешеход в такой ситуации скорее окажется размазанным по капоту, чем успеет «слинять» с проезжей части.
В ГИБДД этот пункт объясняют тем, что в прошлой редакции ПДД не было четких указаний, как именно пешеход должен уступить дорогу автомобилю со спецсигналами. «Мигалки» и раньше были важнее простых людей, но теперь закон дает конкретные рекомендации. Иными словами, людям больше не придется метаться по проезжей части, не зная, куда себя деть.
«Если в Госавтоинспекции считают фразу «незамедлительно покинуть» четкой инструкцией по поведению на дороге, то в реальности это совершенно никак не отразится на поведении зазевавшихся пешеходов», – говорит уфимский автолюбитель Ильшат Абдуллин.
На волне всеобщего негодования по поводу хамского поведения на дороге «слуг народа» и увлечения синими ведрами и эксперты, и правозащитники, и сами водители позабыли о том, что «мигалками» оборудованы еще и автомобили экстренных служб. И было бы совершенно неразумно возмущаться тем, что «скорая помощь» не должна пропускать кого бы то ни было на «зебре».
«Закон должен исключать любую возможность необоснованного использования любого приоритета для автомобилей со спецсигналами, – считает юрист Евгений Калинин. – На сегодняшний день «Правилам» не хватает именно этого».
Поменялась формулировка и для простых водителей, которые должны пропустить пешеходов на переходе.
«Новые поправки ликвидируют всю расплывчатость, – говорит заместитель начальника Департамента ОБДД МВД России Владимир Кузин. – Теперь в пункте 14.1 четко прописано, что водитель обязан снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода. В действующей редакции ПДД прописано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, но непонятно как именно. Я уверен, что с уточнением формулировок в ПДД будет меньше проблем и у водителей, и у пешеходов».
Но будет ли? Большинство из пеших участников движения искренне считают, что правила писаны для автомобилистов, а не для них. Это подтверждают и сводки Госавтоинспекции.
«По статистике, каждое четвертое ДТП в Башкортостане происходит по вине пешеходов, – рассказали корреспонденту 102km.ru в пресс-службе УГИБДД МВД по РБ. – Только за четыре месяца года 28 человек из 109 погибших сами спровоцировали аварию».
Сколько из них сбито на «зебрах», сотрудники ГИБДД не уточняют. Хотя ни для кого не секрет, что пешеходов практически никогда не штрафуют, хотя нередко они сами и лезут под колеса. И изменения формулировок в ПДД вряд ли смогут им помочь.