Судьба транспортного налога решена. Последний месяц то и дело появлялись различные слухи, мнения, предложения и прогнозы, но законодатели не стали тянуть резину, а приняли поправки к Налоговому кодексу уже в первом чтении. Ранее высказывались идеи, например, о том, что следовало бы вместо поднятия ставки транспортного налога увеличить акцизы на топливо, а то и вовсе отменить транспортный налог, заменив его вышеупомянутыми акцизами.
С одной стороны, это справедливо: кто больше ездит, больше загрязняет окружающую среду, соответственно, больше платит. С другой стороны, цены на бензин подпрыгнут вверх так сильно, что кому-то будет не по карману заправить старую «шестерку» для еженедельной поездки на дачу. К тому же такие нововведения ударили бы по скромным бюджетам ветеранов и инвалидов: согласно действующему Налоговому кодексу, транспортный налог не начисляется на легковые автомобили, специально оборудованные для пользования инвалидами, а также машины, полученные или приобретенные через органы соцзащиты. Льготы на топливо – не выход, а ставка в пять рублей за «лошадку», принятая еще лет пять назад, кажется слишком низкой.
Изменения вступят в силу с января будущего года. Чем законодатели порадовали автомобилистов на этот раз? Во-первых, ставка транспортного налога увеличивается в два раза. Соответственно, после нового года прайс на каждую «лошадку» двигателя будет выглядеть так:
меньше 100 л.с. – 10 рублей;
101-150с. – 14 рублей;
101-151151-200 л.с. – 20 рублей;
201-250 л.с. – 30 рублей;
свыше 250 л.с. – 60 рублей.
Свежие поправки оставляют возможность субъектам федерации дополнительно получить денег с автолюбителей. Регионам разрешается как понизить ставку (не более чем в 10 раз, а не в 5, как было раньше), так и поднять, но не более, чем в пять раз. Кроме того, в законодательстве будет прописана возможность устанавливать размер транспортного налога в зависимости от возраста машины и экологического класса.
Все это делается, конечно же, из лучших побуждений. В региональные бюджеты поступят дополнительные средства, а экология, несомненно, улучшится из-за того, что автомобилисты, по мнению законодателей, начнут скупать новые машины. Однако методика расчета ставок с учетом этих критериев в поправках не прописана. Возможно, ее разработают позже, но вероятнее всего, что региональные власти сами будут решать, кому и сколько платить. Таким образом, хуже всего придется владельцам недорогих, но достаточно мощных иномарок, а таких у нас немало.
Что будут делать автовладельцы? Платить или прибегать к разного рода ухищрениям, чтобы сэкономить в лучшем случае несколько сотен рублей?
«Я уж подумывал о том, чтобы оформить машину в соседнем регионе, где налог поменьше, – говорит менеджер строительной компании Тимур Каримов. – Овчинка выделки не стоит, больше денег уйдет. Тем более налог надо платить лишь раз в год, не разорюсь».
«Как платили, так и будут платить, – считает таксист Ахмед Хаджиев. – Пять лет назад тоже все возмущались, потом привыкли. Сумма, конечно, за год набегает немаленькая, но тем, кого машина кормит, не привыкать к тратам».
В Башкирии сейчас действуют свои ставки транспортного налога. Согласно республиканскому закону, принятому в 2004 году, налог на каждую «лошадку» составляет:
меньше 100 л.с. – 25 рублей;
101-150 л.с. – 35 рублей;
151-200 л.с. – 50 рублей;
201-250 л.с. – 75 рублей;
свыше 250 л.с. – 150 рублей.
В новом году эти ставки, вероятнее всего, также изменятся. Учитывая то, что в 2004 году власти республики полностью воспользовались своим правом увеличить их в пять раз. Поэтому вслед за принятыми поправками к Налоговому кодексу стоит ожидать удвоения ставок и у нас.