В период кризиса российские автозаводы в некотором смысле напоминают безработных: желание работать есть, но спрос слишком низок, чтобы сводить концы с концами.
Как и в случае с безработными, государство старается помочь бедствующим, обеспечивая им «социальное трудоустройство». Так, премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому на 12,5 миллиардов увеличиваются бюджетные средства, выделенные федеральным службам для закупки автотранспорта. Напомним, что ранее эта сумма составляла 10,5 миллиардов рублей, то есть суммарный бюджет увеличился более чем в два раза, до 23 миллиардов рублей. Львиная доля (12,2 миллиарда) дополнительных денег достанется четырем службам: Министерству обороны, МВД, МЧС и Минздравсоцразвития.
Мера кажется вполне логичной, поскольку выгодна и отечественным автопроизводителям, и федеральным службам. Правда последним фактически запретили покупать импортную технику, однако «вето» не распространяется на автомобили, собранные в России, поэтому часть «иномарок», в частности легковушки Ford Focus и Renault Logan, микроавтобусы и фургоны Maxus, челнинские Isuzu, будет доступна для «федералов».
Говоря о транспорте министерств и ведомств, не стоит забывать, что стоимость приобретаемой ими техники зачастую существенно возрастает из-за дополнительного оборудования, например, реанимационные автомобили на шасси фургонов класса Ford Transit стоят в два-три раза дороже аналогичного микроавтобуса. Таким образом, выделенные субсидии частично поддержат и компании, занимающиеся постройкой спецтранспорта.
На самом деле указанные 12,5 миллиардов – лишь вершина айсберга. Помощь правительства российскому автопрому значительно масштабнее: по оценкам, в 2009 году правительство потратит на эти цели 270 миллиардов рублей. Чтобы было понятнее, это в полтора раза больше выручки АвтоВАЗа за 2008 год! Деньги попадут производителям через ряд схем, в частности благодаря госзаказам, в формировании которых будут участвовать как федеральные, так и областные и муниципальные бюджеты.
«Выделение федеральным центром денежных средств на приобретение автомобилей для нужд МЧС – это очень хорошая новость, – считает начальник отдела по связям с общественностью Андрей Родыгин. – Это позволит оснастить необходимым оборудованием и поставить в строй дополнительные единицы техники. Что именно будет приобретено, сейчас не скажет никто. Но техника лишней не бывает, и это ясно показали последние события в Тульской области, в Коми. В этом плане удаленные поселения находятся в зоне риска. Обычно все спасательные формирования базируются в центрах, крупных населенных пунктах, и если до дальней деревни 40 км, то и время на «подлет» увеличивается соответственно. Будь там штатный спасотряд со своим автомобилем, все было бы по-другому. Что касается техники, то она может быть любая. Это и КамАЗы и ГАЗы и «Газели», УАЗы, Нивы и даже ВАЗ-2104. Оборудовать можно все. Единственно – легковой автомобиль спасателей можно назвать машиной первичной скорой помощи – много оборудования на борт не возьмешь. Зато их с успехом могут использовать инспекторы пожарной охраны, которые контролируют состояние дел в удаленных населенных пунктах. Если раньше они могли или идти пешком или использовать для этого личный транспорт, то сейчас им предоставляют и, надеюсь, будут и дальше предоставлять служебные легковые автомобили. То есть если не вдаваться в подробности, решение принято правильное».
Кроме того, будут созданы специальные лизинговые компании и разработаны «дешевые» кредитные схемы, которые помогут разнообразным организациям обновить свои автопарки отечественной техникой. Кредиты получат и сами автопроизводители – на эти нужды выделено порядка 70 миллиардов рублей. Часть денег будет привлечена за счет выпуска облигаций с государственными гарантиями. Спрос со стороны населения простимулируют с помощью компенсации 2/3 ставки рефинансирования при покупке в кредит автомобиля стоимостью до 350 тысяч рублей, о чем мы писали накануне. Разумеется, не стоит забывать о возросших таможенных пошлинах, причем на грузовой транспорт они подскочили значительно сильнее, чем на грузовой.
Тем не менее пока ситуация для российских производителей остается тяжелой: АвтоВАЗ жалуется на растущие издержки и невозможность рассчитаться с поставщиками «живыми» деньгами, из-за чего в начале февраля завод был вынужден внепланово остановить конвейер. До конца февраля заморозил производство Таганрогский автомобильный завод, причем под угрозой оказались рабочие места более половины сотрудников предприятия.
«Если будут приобретены дополнительные автомобили, оснащенные под машины скорой медицинской помощи, то это будет просто замечательно, – считает врач больницы скорой медицинской помощи Наталья Нефедова. – К нам постоянно идет поток пациентов то с кровотечениями различного характера, то с показаниями на неотложную помощь. Скорые не всегда успевают обработать все заявки, и людям приходится ждать своей очереди. Будем надеяться, что выделяемые средства не пропадут в неизвестном направлении, а пойдут на закупку специальных автомобилей, и парк скорой помощи пополнится».
Разумеется, исполинский денежный «пирог», выделяемый правительством для поддержки автопрома, ставит вопрос о том, кто его будет делить. Ожидается, что за право выполнять государственные заказы развернется нешуточная битва, и остро стоит вопрос, насколько прозрачными будут критерии выбора поставщиков техники.