Два миллиарда готово потратить государство на снижение расходов автовладельцев при покупке автомобиля в кредит. Вчера документ о субсидировании поступил на подпись премьер-министру РФ Путину. Пока, однако, программы как таковой не существует, а механизм до конца не разработан. Поэтому реально получить кредит можно будет только ближе к весне.
Премьер Владимир Путин потребовал вчера передать ему проект постановления о субсидировании процентной ставки по кредитам для покупки автомобилей российского производства. На эти цели правительство собирается выделить 2 млрд руб. и обещает компенсировать 8% годовых. В список автомобилей, под которые можно будет получить кредит, войдут не только «Лады», но также и иномарки, собранные в РФ в режиме промсборки. В итоге субсидию в этом году смогут получить примерно 64 тыс. автопокупателей.
«64 тыс. автомобилей – это очень мало для рынка. Для стимулирования продаж на год нужно в три-четыре раза больше», – считает руководитель агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его словам, складские запасы автопроизводителей (и АвтоВАЗа, и иномарок) составляют сейчас около 200 тыс. автомобилей.
Как сообщает пресс-служба Минпромторга, окончательный список автомобилей еще не согласован, но уже ясно, что в него войдут все автомобили «исконно отечественных» производителей, а также иномарки, собранные в режиме промсборки. Воспользоваться этой программой можно будет при покупке автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. Таким образом, ТагАЗ и «Автотор» и их бюджетные автомобили Hyunda Accent и Chevrolet Lacetti останутся без льгот. В список кредитуемых моделей войдут Chevrolet Niva, Kia Spectra, Fiat Albea, Renault Logan, УАЗ Hunter и Skoda Fabia. Кроме того, еще не решена судьба Ford Focus – по цене он уже не вписывается, однако уже стал «народным автомобилем».
«В области страхования автомобилей практически ничего и не изменится, – считает руководитель отдела автострахования Росгосстрах Николай Сидоров. – Пока механизм субсидирования и взаимодействия всех участников процесса не определен, но я понимаю это так, что банки вместо 20% теперь будут кредитовать под 12% годовых. А вообще это новость хорошая. В последнее время поток клиентов за страховкой сильно поредел. Связано это как раз с невозможно высокими банковскими процентами. Снижение на 8%, думаю, пойдет на пользу всем, и отечественные потребители возобновят свои отношения с кредитными организациями и с нами, страховщиками, соответственно».
«Насколько я знаю, компенсировать будут именно ставки, – считает заместитель регионального директора ООО «Универсальный брокер» Ярослав Колесников. – Вполне возможно, что это если и не подхлестнет продажи, то по крайней мере не даст совсем упасть некоторым отечественным маркам. Спрос поддержан будет все равно. Говорить конкретно, как это все будет происходить, пока рано – нет механизма реализации принятых решений. Да и 2 миллиарда, которые решено потратить, – буквально капля в море. Думаю, что в вопросе распределения денег задействована будет больше европейская часть России, а Сибирь и Дальний Восток «мимо пройдут». Это связано с тем, что там автолюбители больше ориентированы на иномарки. В общем и целом, идея с компенсацией, конечно, хорошая. В кризисной ситуации, наверно, лучше придумать не получится. Другое дело, что это должен быть комплекс решений. Подождем до марта, пока на будет разработан сам механизм компенсации, там будет видно».
Фото: Фото с сайта Сomavto.ru