Законодательные власти страны сделали очередной шаг в деле борьбы с пьянством за рулем. Вчера во втором и третьем чтениях Госдума одобрила поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, согласно которым опьянение водителя (алкогольное или наркотическое) теперь приравнивается к отягощающим обстоятельствам в случае ДТП с пострадавшими или жертвами. Раньше трезвые и пьяные водители наказывались одинаково.
Теперь же в случае нанесения тяжкого вреда здоровью водитель получит до трех лет лишения свободы. Если в результате ДТП погиб человек, срок заключения составит до семи лет (раньше до пяти). Если авария унесла жизни двух и более человек – до девяти лет (раньше до семи лет). Во всех случая водитель лишается права управления транспортным средством на срок до трех лет.
Спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что вождение в пьяном виде является очень серьезным правонарушением, поэтому власти должны приложить все силы в борьбе против этого зла. Работа началась еще в прошлом году, когда была одобрена практика административных арестов за езду в нетрезвом виде «лишенцами». Мера оказалась достаточно эффективной, поскольку прежняя схема суммирования сроков изъятия водительского удостоверения абсолютно не действовала на закоренелых пьяниц, которые уже лишились прав. В результате появились водители, срок лишения прав которых достигал 70-80 лет, что мало волновало их, поскольку никакого фактического запрета на управления транспортным средством не было. «Отсидка» в изоляторе оказалась более доходчивой, и в 2008 году статистика «пьяных» аварий поползла вниз: по сравнению с 2007 годом их число снизилось на 12,7% (количество погибших уменьшилось незначительно – на 6,7%).
«Я считаю, что от этого закона большого вреда не будет, но и рассчитывать на то, что он станет панацеей, неправильно, – говорит депутат Государственной думы РФ, председатель общества «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Приходится признать, что благодаря такому неприятному явлению, как коррупция, большинство злостных нарушителей ПДД и соответственно, закона – попросту откупаются. Да и вообще при такой постановке вопроса усиление и ужесточение играет против власти: количество нарушений, злоупотреблений служебным положением, фактов взяточничества и тому подобных явлений только увеличится. Лечить надо причины, а не как у нас – следствие. Однако у нас общая антиалкогольная политика не развита. Ведь алкоголь – монополия, которую государство ревностно оберегает. Да, от его продажи государство имеет огромную прибыль, вот только мы все на дорогах в результате платим несоизмеримую с этой прибылью цену».
В целом нетрезвые водители ответственны за 6% аварий с пострадавшими, однако следует помнить, что нередко подобные ДТП характеризуются колоссальной тяжестью последствий. Нынешние поправки в статью 264 УК усиливают ответственность нетрезвых водителей за тяжелые аварии, что наверняка отрезвит некоторых – как в прямом, так и в переносном смыслах слова.
«Принятие нового закона, который ужесточает ответственность водителей за совершение ДТП в пьяном виде, это повод для всех задуматься, – говорит председатель уфимского отделения всесоюзного общества автомобилистов Ирек Булгаков. – В связи с этим мы собираем совещание на этой неделе, в котором примут участие все председатели отделений общества городов Башкортостана. Будем обсуждать. Результаты станут известны в пятницу, 30 января, и о нашем мнении по этому вопросу мы сообщим всем членам общества. Не сомневаюсь, что все нормальные, законопослушные водители выступят только «за» такой закон. Ведь пьяный за рулем – преступник. Поэтому и отношение к таким водителям должно быть соответствующее».
Фото: Фото с сайта Img.gazeta.ru