Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось слышать пронзительный визг тормозящих шин, режущий слух, заставляющий внутренне собираться, ждать чего-то непоправимого...
Часто за этим звуком следует громкий скрежет или глухой удар... ДТП – сухое слово милицейских отчетов. Но за ним скрываются изломанные и покалеченные судьбы людей.
«Вчера, в 13 часов 12 минут, напротив дома №17 по улице Комсомольской водитель КамАЗа совершил наезд на пенсионера, 1935 года рождения, переходящего дорогу. В результате пошеход доставлен с многочисленными трамвами в больницу. Состоянение его медики оценили как тяжелое». «Вчера, в 19 часов 30 минут, напротив дома №46 по улице Р. Зорге водитель 1982 года рождения, управляя автомобилем «ВАЗ-21099», наехал на гражданина 1955 года рождения, который переходил проезжую часть. Пострадавший доставлен в больницу с переломом седалищной кости таза, ушибом мягких тканей головы».
«Вчера, в 23 часа 20 минут, на 1465-м километре по Челябинскому тракту водитель автомобиля «Мицубиси Лансер» совершил наезд на женщину 1984 года рождения, которая была доставлена в больницу с открытым переломом обеих лодыжек».
Что это? Данные за месяц? Нет, это всего лишь статистика за вчерашний день – 23 апреля 2008 года.
Возникает вопрос: кто прав, а кто виноват? Автомобилист или пешеход?
Статистику по дорожно-транспортным проишествиям с участием пешеходов озвучила инспектор отдела пропаганды ГИБДД УВД по Уфе Зухра Рахматуллина: «За три месяца совершенно 220 наездов на пешеходов, что составляет 56% всех дорожно-транспортных проишествий, 10 человек погибли. 112 ДТП произошло по вине самих пешеходов, как и 6 смертей. Что хочется сказать по такой нерадостной сводке? Только то, что, ежедневно выходя на улицу, каждый из участников дорожного движения должен заботиться о собственной безопасности и делать все возможное, чтобы не создать ситуации, когда по его вине может возникнуть угроза жизни другим людям. И самое важное помнить, что береженого Бог бережет».
Что же делать, когда ДТП с участием пешехода уже произошло? Кто возместит ущерб?
На эти вопросы дала ответ пресс-секретарь страховой компании «Росгосстрах-Аккорд» Динара Шарипова: «Пострадавшие в ДТП, даже по своей вине, имеют полное право рассчитывать на возмещение по полису ОСАГО. По Гражданскому кодексу РФ, владелец источника повышенной опасности (за очень редкими исключениями) так или иначе несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью третьих лиц. Например, пострадавший, который сам и виновен в аварии, может подать в суд за моральный ущерб и получить компенсацию; правда, в этом случае степень его вины будет учитываться.
В том, что касается возмещения расходов на лечение или выплат по утрате кормильца, степень вины не учитывается никоим образом. Пострадавший гражданин по стандартной процедуре обращается в центр урегулирования убытков с протоколом и постановлением ДТП (о чьей бы вине он ни говорил), копией полиса ОСАГО владельца автомобиля, причинившего ущерб, медицинскими документами и получает возмещение в пределах лимита, установленного федеральным законом об ОСАГО.
В соответствии с последними поправками в закон об ОСАГО, лимит в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, составляет 160 тыс. руб. При этом введены фиксированные выплаты по жизни: 135 тысяч рублей – лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца), и не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение – лицам, понесшим эти расходы.
Кстати, как вспоминают врачи-эксперты по урегулированию убытков нашей компании, первый, кто получил выплаты по ОСАГО за ущерб жизни и здоровью, в 2003 году, на заре «автогражданки», был пешеход, попавший в аварию по своей вине, в нетрезвом состоянии. Так что человек перед машиной всегда прав.
Мы также должны иметь ввиду, что у автовладельца может быть полис добровольного страхования автогражданской ответственности, который увеличит сумму страхового покрытия, а пешеход, в свою очередь, может быть застрахован – от несчастного случая или в рамках договора страхования жизни. Выплата по жизни и здоровью может быть произведена по нескольким полисам, так как, в отличие от имущества, здоровье не может быть оценено в определенную сумму, оно бесценно».
Страховые компании во многом облегчают нам жизнь, но вопрос: кто прав, кто виноват, остался так и не решенным. Поэтому следущие комментарии мы решили взять у непосредственных участников уличного движения – пешеходов и автовладельцев.
«Часто наезды на пешеходов случаются по их вине. Но немалую роль в этом играет состояние самих дорог. Вот к примеру, у нас, на улице Губайдуллина, в Уфе всего один светофор и расположен не там, где нужен людям. Возле школы и возле рынка «Менделеевского» их нет! А с открытием нового моста через проспект Юлаева стало совсем не продохнуть от автомобилей. Еще остановка для общественного транспорта, который здесь ходит из рук вон плохо, не обозначена абсолютно – просто столб! Самое плохое, что она расположена напротив рыночных ворот, где постоянно выезжают и заезжают машины. А дорога очень узкая», – рассказала пенсионерка Наталья Корзникова.
«Очень, очень много автомобилей на дорогах. Но дело не только в них. Пешеходные переходы часто в таких местах, где они не нужны, а вот где он необходим, там его нет. Вот и бегают через дороги не по правилам», – соглашается заинтересовавшаяся нашей беседой пенсионерка Тамара Курьянова.
Инженер и автовладелец Тимур Вильядинов говорит: «Если пешеходы соблюдают правила, то они не мешают дорожному движению. Однако, если они умудряются выбегать даже на проспект Салавата Юлаева, то что тут скажешь?»
Автолюбитель Андрей Шаталов постарался назвать дополнительные причины вражды между участниками движения: «Все дело в том, что пешеходов стало меньше, чем автомобилистов. Последние зачастую простаивают в пробках, нервничают, потому что куда-то опаздывают, в итоге винят во всех бедах людей без машины, так как те, по их мнению, уж очень медленно ходят. Но в целом это проблема инфораструктуры города. Нужна продуманная дорожная политика, тогда никто никому мешать не будет».
Подводим итоги. Статистика ГИБДД говорит, что виноваты обе стороны. Но не будем забывать, что в некоторых случаях причиной аварии становится непродуманная разметка, плохие и узкие дороги, отсутствие светофоров и т. п. А по итогам, озвученным на круглом столе, количество автомобилей год от года будет только расти. И спасти положение может только комплексное решение проблем. Иначе визг тормозов будет раздаваться чаще, а пешеходы и автомобилисты будут продолжать ломать и корежить друг другу жизни...