И станут апрель и май месячником дорог, и сольются в едином порыве асфальт, бетон, канадские технологии, штабы и бригады ремонтников, и настанет в июне судный день, и все будут награждены, поощрены и счастливы. Это лишь краткое изложение сути ожидаемого с 21 апреля по 21 мая месячника по благоустройству дорог. Соответствующее распоряжение принято Правительством Республики Башкортостан.
В течение месяца в республике пройдут мероприятия по благоустройству, улучшению санитарно-технического состояния, наведению порядка на автомобильных дорогах общего пользования и искусственных сооружениях на них, на придорожных полосах и по приведению в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети населенных пунктов.
В связи с этим местным администрациям и организациям, деятельность которых связана с состоянием дорог, рекомендовано создать штабы по подготовке и проведению месячника и организовать бригады по содержанию, ремонту, архитектурному оформлению и благоустройству дорог, обеспечив их соответствующей техникой.
В период месячника будут отремонтированы все виды дорог общего пользования, в том числе и разрушенные в результате паводка, приведены в порядок элементы обустройства автомобильных дорог, придорожные полосы, засеяны резервы и откосы земляного полотна многолетними травами.
Итоги проведения месячника на местах в срок до 5 июня будут представлены в Минстройтранс РБ, а до 20 июня будет проведена комплексная проверка состояния дорог и подведены итоги месячника.
По-хорошему, такой объем работы должен быть запланирован на пятилетку, но на этот счет существуют и альтернативные мнения, которые мы решили выяснить.
Корреспондент 102km.ru в очередной раз не получил долгожданного комментария от управления коммунального хозяйства, зато услышал традиционный ответ главного инженера УКХиБ Павла Горбунова: «Я ничего не скажу».
А вот один из основных дорожных подрядчиков, технический директор ГУП «Башкиравтодор» Эдуард Гайнуллин поговорить о дорогах Башкортостана всегда рад: «После зимы на всех дорогах появляются разрушения, повсюду лежат кучи мусора. По мере оттаивания снега все проблемы выплывают наружу. Все это требует тщательной уборки. Дороги у нас хорошие, а кто считает иначе, так тот просто по другим не ездил... За месяц, отведенный на это мероприятие, мы успеваем полностью облагородить закрепленную за нами территорию. Правда, в этом году мы начали проводить работы на пару недель раньше. Наша организация занимается загородными дорогами и федеральными трассами. Уберем весь мусор, покрасим столбы и сделаем ямочный ремонт. Вот съездите потом, посмотрите, как хорошо станет».
В бригады и штабы почему-то объединяться никто не хочет, даже ЖРЭУ. Но по словам директора ЖЭУ №18 не пожелавшем «светить» свое имя в прессе, в месячнике дорог они принимают активное участие: «Да, мы ежегодно участвуем в этом мероприятии. Что именно делаем – секрет! Ну не совсем секрет... Мы убираемся весной, столбы красим, дороги ремонтируем во дворах кирпичами. Почему кирпичами? А чем еще? У нас больше ничего нет. Еще вот подрядчики ежегодно укладывают асфальт, которого хватает на пять лет...».
Почему асфальт рассчитан на 5 лет, а кладется ежегодно? Ремонтник трассы Уфа-Челябинск Равиль Ахтямов рассказал свою версию того, почему весной дороги так сильно портятся: «На дорогах имеются микротрещины, от которых не избавиться, а весной действуют два фактора, разрушающие полотно дорожного покрытия: первый – вода, которая тает днем и попадает в эти трещины, а ночью, когда температура опускается ниже нуля, вода в трещинах замерзает, а лед, как известно, расширяется и тем самым разрывает полотно изнутри; второе – когда автомобиль наезжает на лужу, создается высокое давление, и вода под этим давлением врезается в трещины на дороге и тоже размывает дорогу. Асфальт так быстро изнашивается, потому что не соблюдается технология укладки, основание плохое, битум некачественный, вернее, не совсем подходящий. Да и выгодно это – асфальт каждый год менять».
Опрошенные корреспондентом Ufa1.ru водители ежегодных весенних ремонтов не замечают. Хозяин внедорожника частный предприниматель Альберт Минибаев утвержает: «Складывается ощущение, как будто хорошие дороги делаются только для зимы... Все дорожные работы начинаются в августе – к зиме как раз дорожки ровные, классные. А потом тепература, влажность и снег раздалбывают их вдрызг, и как только снег сходит и большая часть автомобилистов выкатывает на асфальт, от него уже практически ничего не остается. Поверьте, даже подвеска джипа не выдерживает таких вот выбоин... Спрашивается, зачем их к зиме ремонтировать?»
Так что приходится делать неутешительный вывод: аршином наши многочисленные дороги измерить можно, да и понять умом, что творится с ними, тоже легко – бизнес есть бизнес. Но в итоге дороги всем нужны настоящие, а не потемкинские... Поможет ли нам в этом «холодный асфальт» и новый завод, покажет, как обычно, межсезонная распутица.