Водители с каждым годом ведут себя на дороге все агрессивнее, заявил на днях начальник департамента обеспечения безопасности МВД РФ (ДОБДД) Виктор Кирьянов.
По его словам, в России число нарушений правил дорожного движения примерно в 1,5 раза превышает общую численность транспортного парка, причем в последние годы явно прослеживается тенденция повышения агрессивности в поведении водителей. «Более 80% дорожных происшествий связаны с нарушением водителями установленных правил. Так, около трети ДТП происходит из-за неправильного выбора скоростного режима, каждый седьмой виновник аварии не имеет прав на управление машиной, также по-прежнему остается значительное число ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения», – рассказал Виктор Кирьянов.
Каков вклад башкирских водителей в общероссийскую копилку агрессивности и безумства на дорогах ?
«Мы не ведем статистику ДТП, связанную с агрессивностью водителей, – прокомментировала выступление своего самого высокого начальника инспектор отдела пропаганды отдела ГИБДД УВД по Уфе Зухра Рахматуллина. – Могу только сказать, что культура вождения автомобиля у нас оставляет желать лучшего. Выход агрессии может проявляться в нежелании уступить дорогу, совершении опасных перестроений в автомобильном потоке, «подрезании» и тому подобном. Если такие действия водителей отнести к причинам ДТП, то действительно количество таких мелких ДТП без нанесения ущерба жизнью и здоровью людей растет из года в год. Только в этом году мы уже зафиксировали в Уфе более двух с половиной тысяч таких ДТП. Из них только 3 ДТП были совершены в состоянии алкогольного опьянения. У нас в Уфе количество пьяных за рулем и отказавшихся пройти медосвидетельствование сокращается.
«На дорогах творится беспредел! – отозвался на просьбу прокомментировать заявление главного гаишника водитель автомобиля «ВАЗ-2110» Рустем Ильясов. – Я на своей «десятке» то и дело шарахаюсь то от буйных «камазистов», то от наглых «крузаков». У кого больше машина, тот и прав. Но опаснее всего молодежь на папиных «девятках». «Летают» так, будто у них у каждого по три-четыре жизни. Плохо и то, что водители автобусов и маршрутных газелек тоже стали какими-то ненормальными. У них за спиной пассажиры, а они едут – и друг друга подрезают, и по трамвайным путям летают, и занимают крайние левые ряды. Один раз меня мужик даже на троллейбусе выдавил на встречную полосу. Я к нему на следующей остановке подошел, смотрю, а он пьяный кажется!»
Юрист Радик Кутлугильдин был, как всегда, по-буквоедски профессионален: «Ни в правилах дорожного движения, ни в Кодексе административных правонарушений, ни в уголовном кодексе нет такого понятия, как агрессия. Может быть, хулиганство сопровождается ярко выраженной агрессией. Но я не знаю ни одного случая, чтоб водителя судили за хулиганство за рулем. Если он окатил толпу людей на остановке общественного транспорта грязной водой из лужи, за это его могут либо пожурить, либо с большим трудом попытаться привлечь за неумышленную (умышленную доказать невозможно будет) порчу чужого имущества (испачканная одежда, например) по статье 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности».
Психолог центра психологических исследований Эльвира Гамадеева высказала интересную мысль: «У каждого человека есть индивидуальное психологически комфортное пространство. Если вы обращали внимание, когда заходили в полупустой автобус, то незнакомые люди сидят на сдвоенных сиденьях поодиночке. Так они неосознанно стараются сохранить вокруг себя комфортное пространство. Если же кто-то вторгается в него, то может возникнуть состояние фрустрации, раскрывающееся в комплексе негативных переживаний – гневе, страхе, агрессии. На дороге, когда слишком большая скученность и низкая пропускная способность, у водителей тоже может проявляться состояние фрустрации в совершении опасных маневров, ярко выраженном хамстве и т. п».
Но как бы то ни было, даже если дорога тесна для всех, надо оставаться людьми! Хорошими людьми, добавим.