Межрегиональный центр «За безопасность российских дорог» составил весьма занимательный и познавательный рейтинг самых опасных зимних дорог России. Основу для исследования составили два индекса, первый из которых определяет наличие снегоуборочной техники, распределения реагентов, запасов противогололедных материалов и их качество, а второй показывает влияние погоды на безопасность дорог. Рассчитывается он, исходя из показателей травматизма и ДТП на скользкой дороге, полученные данные по определенным формулам сводятся в общий балл и таким образом составляет рейтинг регионов. Разные по размеру и численности населения города сравниваются по относительным показателям.
На первое место по безопасности вышли московские дороги, как и положено столице. Высокое место в рейтинге заняла Самара – у наших соседей все было в относительном порядке до января нынешнего года, пока сильнейший снегопад не парализовал город. Коммунальщики к такому стихийному бедствию оказались попросту не готовы.
Самыми опасными были признаны дороги Казани, Екатеринбурга и Перми. Уфа, оказавшаяся в окружении неблагополучных городов, тоже не пока не может похвастать высокими показателями. Среди городов-миллионников в одной компании с башкирской столицей оказались Волгоград, Челябинск, Нижний Новгород и Омск. «Северная столица» тоже находится в нижней части рейтинга.
Низкими показателями безопасности Уфе, конечно, не гордится, но и Самара, надо отметить, заняла высокую строчку, благодаря в какой-то мере нашему региону. В 20 числах января военная техника из Башкортостана эшелонами перебрасывалась в Самару для очистки тамошних дорог от снега. Житель Уфы директор частной фирмы Рустам Халиков тоже возмутился: «Я не соглашусь, что в этом году наш город убирали от снега хуже, чем в прошлые годы. Практически каждый день я ездил на своей «Тойоте» и всю зиму ни разу не застрял. Вот в последние пару недель снегопад был просто небывалый – тут уже никто бы не справился»
Но, что греха таить, состояние уфимских дорог, действительно, оставляет желать много лучшего. Весенняя распутица доставила в этом году массу неудобств водителям. Каша под колесами, периодически превращающаяся в бугристый лед, снежные завалы, сузившие проезжую часть дорог до минимума, – все это становится причиной пробок, заторов и столкновений. Автолюбитель Сергей Кожевников признается, что во дворы заезжает с опаской: «Без крайней необходимости стараюсь не ездить по дворовым территориям и вообще не съезжать с более-менее свободных дорог. Сколько уже раз видел, как машины намертво застревали. Далеко не везде коммунальщики справляются с ситуацией» (мы писали об этом вчера ).
Таксисту Алексею Дмитриеву повезло меньше: «Не считаю себя неопытным водителем – как-никак стаж уже больше десяти лет. Вечером поехал на вызов и, неправильно оценив дорожное покрытие, что называется, сел. Сам с ситуацией не справлялся, хорошо, что несколько наших машин находились неподалеку. Ребята подъехали и помогли. Заказ, разумеется, я упустил».
Нелегко в такие дни приходится не только водителям, но и пешеходам. Прогулка от дома до магазина нередко оборачивается настоящими чудесами эквилибристики. Помнить о них призывает преподаватель Башкирского республиканского учебно-курсового комбината ГУП «Баштранс» Айрат Аюпов: «Говоря о рекомендациях по вождению в таких сложных условиях, не стоит забывать о пешеходах. На скользкой дороге увеличивается риск ДТП, к тому же обязательно нужно снижать скорость, проезжая по лужам – к сожалению, пешеходам очень часто достается настоящий холодный грязный душ».
Дорожники признают сложность ситуации. В Управлении коммунального хозяйства администрации г. Уфы сообщают, что используются все ресурсы для облегчения жизни водителей, однако не слишком благоприятные погодные условия являются достаточно серьезным препятствием. Дорожную технику коммунальных служб, действительно, можно увидеть на улицах города. Водитель грейдера, назвавшийся Тимуром, даже посетовал на неблагоприятные условия – не только погодные, но и трудовые: «Мы работаем не покладая рук. Нервничающих водителей прекрасно понимаю, но что делать – против погоды не пойдешь. Мы тоже устаем от работы в таком режиме».
Сотрудник пресс-службы ГИБДД УВД города Уфы Зухра Рахматуллина рассказала о деятельности своего ведомства в плохую погоду: «Перед праздником 23 февраля, когда в Уфе выпала за день месячная норма осадков, наши сотрудники в Октябрьском районе даже формировали колонны автомобилей и сопровождали их, чтобы помочь водителям выбраться. Во время ухудшения погодных условий нагрузка ложится и на нас – все сотрудники работают в усиленном режиме. А коммунальным и другим службам города мы выписываем предписания, в которых требуем устранить недостатки: где-то снег не убран, где-то рекламный плакат упал. За два последних месяца мы выписали 593 предписания, из них 476 – коммунальным службам. В прошлом году в это время предписаний было меньше – 411».
Следует признать, что быть в рейтинге безопасных дорог в нижней части списка для Уфы неприятно, а для ее жителей и гостей просто опасно.