Что кладет большинство водителей в последние дни в багажники своих автомобилей? Букет для любимой? Пакет с продуктами из супермаркета? Или предметы любимого вопроса сотрудников ГИБДД: «Оружие, наркотики есть?» Отнюдь! Волнующими воображение и будоражащими кровь предметами являются лопата и трос. Особо продвинутые – на зависть окружающим – могут положить еще и лебедку. И причина тут не в том, что водители ночами втихушку мечтают о славе героев джиперов-первопроходцев, а в том, что все уфимские автовладельцы вдруг внезапно стали участниками трофи-рейда помимо их воли.
Теплая погода вкупе с обильными снегопадами сделала дворы жилых домов совершенно непригодными для передвижения автомобилей. Севшие на брюхо легковушки, упражняющиеся в ненормативной лексике водители, прыгающие, как кенгуру, и утопающие в заполненных талой водой рытвинах и ямах пешеходы... «Пенсионеры и врачи, негоцианты и ткачи – в стихийном бедствии теперь одна семья». Ах, как не хватает оптимистично настроенного Трофима с его «Московской песней» и уверенностью, что «растает лед, и в тиши полночной иволга запоет»! Уфимцам бы тоже не помешали «Уфимская песня» и оптимизм.
«Во дворы жилых домов заехать невозможно, – говорит фельдшер скорой помощи Андрей Петров. – Понятно, что в таких условиях из словосочетания «скорая помощь» можно убрать первое слово. Эвакуация больных затруднена. А если угораздит попасть в яму или оказаться запертым во дворе другими застрявшими автомобилями, то оказание скорой медицинской помощи идет в пешем порядке».
Гораздо менее сдержан в оценке ситуации водитель застрявшей «ДЭУ Нексия» Раиль Закиров: «В гробу я видел всех, кто отвечает за чистоту наших дворов! Дорожный налог я плачу каждый год, жилищно-коммунальные услуги оплачиваю вовремя. Почему я за свои же деньги должен так мучиться?» Еще более раздосадована была корреспондент Алина Фураева, пытавшаяся подъехать на своем «Пежо» к дому по ул. Мингажева, 59, в котором располагаются участковые врачи: «Вы видите, что здесь творится?! Около крыльца огромное озеро талой воды. Пришлось затормозить прямо у ступеней – и вода чуть не залила салон!»
Зато на душе у тракториста Раиса на его верном МТЗ праздник: «Сегодня я уже вытащил из промоины шесть машин. За сколько? Не бесплатно, конечно. Хотя застрявших людей жалко. Но они сами тоже виноваты. Понаставят во дворах свои машины – ни проехать, ни пройти, ни снег не почистить».
В диспетчерской ЖКХ, к которой относится мой дом по ул. Губайдуллина, 19/3, трубку подняла оператор лифтов Любовь Бикбулатова:
– А где диспетчер?
– Диспетчер на оперативке.
– Тогда примите мою заявку на очистку двора от снега.
– Пожалуйста, записываю.
– Записали? Хорошо. Скажите мне номер заявки в регистрационном журнале.
– А у меня журнала нет. Журнал у диспетчера на оперативке, а я записываю на листочке.
– И когда двор очистят от снега?
– Уже скоро!
Заместитель начальника отдела МУП ЖКХ Уфы Ольга Белик была более конкретна: «У нас существует четкая схема контроля, учета деятельности всех наших работников. Ежедневно не менее 1250 дворников в 6 утра выходят на очистку дворов. В случае снегопада начало их рабочего дня переносится на 5 утра. Также работают после обеда. При необходимости (как в последние снегопады) привлекаются дополнительные силы – около полутора тысяч человек. Ежедневно именно во дворах работает до 200 единиц техники. Но их работу действительно очень сильно осложняют автомобили, многие из которых поставлены на длительную стоянку. Зачастую из-за невозможности убрать снег и возникает потом недовольство тех же автолюбителей, да и пешеходов. Это серьезная проблема, о которой я вас прошу обязательно сказать».
Так что, похоже, всем нам придется рассчитывать на весну – бурную и освобождающую от забот. А пока придется возить с собой спасательный арсенал.
Фото: Фото Константина РЕППА