Китайцы составляют почти четверть населения мира. Понятно, что ездить им на чем-то надо и этого «что-то» должно производиться в большом количестве. Пока речь шла исключительно о внутреннем рынке, деятельность китайского автопрома никого особенно не волновала. Скандалы с копированием удачных моделей ведущих мировых производителей периодически вспыхивали, но до тех пор, пока клоны не выезжали за пределы Поднебесной, задевало это только обиженных правообладателей.
К китайским автомобилям начали присматриваться, когда они в массовом порядке хлынули на экспорт, в частности в Россию. Присмотрелись и содрогнулись – в ходе игры «найди 10 отличий» таковых обнаружилось всего два. Цена и качество. В демпинге китайцы, со свойственным им профессионализмом, преуспели, а вот с качеством вышла история куда менее оптимистичная.
Официальное пришествие китайских автомобилей в Уфу состоялось в 2005 году с появлением Great Wall, который весьма быстро обрел поклонников, надеявшихся получить хороший внедорожник по цене среднего седана. Как показала практика, далеко не у всех надежды оправдались, создавалось впечатление, что разные партии проходили разный контроль качества. А потом появилась Chery... Модель Amulet (являющаяся копией Seat Toledo пятнадцатилетней давности) с сомнительной пассивной безопасностью для многих уфимцев стала альтернативой вазовской «десятке». Практически за ту же цену комплектация автомобиля гораздо больше, да и производится он на заводе в Калининграде, что актуально для опасающихся надписи made in China.
Дальше началась настоящая китайская экспансия. Согласно статистике, продажи самой массовой китайской марки Chery в 2007 году увеличились почти в четыре раза. В 2008 году специалисты прогнозируют практически двукратный рост продаж китайских авто.
Если говорить о России в целом, то согласно данным агентства «Автостат», к 2012 году объем продаж китайских автомобилей в стране выйдет на уровень в 500 тысяч штук. Основанием для столь радужных прогнозов служит и стремление китайского производителя постоянно улучшать качество, сдерживая при этом уровень цен.
Специалист отдела продаж автоцентра «Гранд» официального дилера Chery в Уфе Ольга Тарасова отмечает волнообразный характер спроса на «китайцев» в Уфе: «Динамика периодически меняется, но желающие приобрести китайский автомобиль есть постоянно и в большом количестве. Очень хорошо расходятся новинки, к примеру недавно появившийся Lifan Breez».
Специалист автосервиса, пожелавший остаться неназваным, очень скептически относится к китайским автомобилям: «То, что происходит после аварии с «китайцами», наводит на мысли, что о безопасности инженеры вообще не думали. А больше их становится, потому что цена очень привлекательная и каждый надеется, что с ним ничего не произойдет».
Проблем у китайского автопрома еще предостаточно, но стоит признать, что определенные успехи уже есть. Кстати, намечается тенденция кроме работы методом ксерокса создавать что-то свое – в этом году ожидается премьера вроде бы самобытного нового Chery Tiggo.