Авто Мой дом Российский автопром вымирает

Российский автопром вымирает

Удивительно, но по итогам первого квартала впервые за всю историю российского автопрома объем выпуска иномарок на территории страны превысил производство исконно российских легковушек (Lada, Volga, UAZ и прочие). По данным агентства «Автостат», в первом к

" src=

Удивительно, но по итогам первого квартала впервые за всю историю российского автопрома объем выпуска иномарок на территории страны превысил производство исконно российских легковушек (Lada, Volga, UAZ и прочие). По данным агентства «Автостат», в первом квартале «счет» составил 54:46 в пользу гостей.

Итог, казалось бы, парадоксальный. Спад продаж в кризис обуславливается отсутствием кредитов и падением платежеспособности населения. Спрос естественным образом должен сместится в область недорогих автомобилей, которые и составляют производственную программу автозаводов России.

Однако темпы падения производства на крупнейших российских предприятиях катастрофические: АвтоВАЗ снизил выпуск на 71%, ГАЗ – на 97%, UAZ – на 79%.

При этом иномарки российской сборки потеряли лишь половину объемов выпуска. Другими словами, в условиях кризиса россияне в первую очередь стали отказываться от покупки российских машин в привычном смысле слова.

В чем причина такого перекоса? С одной стороны, в колоссальных товарных остатках, которые образовались у крупных российских автозаводов. К примеру, по оценкам специалистов, на складах дилеров Lada по всей России стоит порядка 130 тысяч (!) автомобилей 2008 года выпуска, что в нынешних условиях эквивалентно пятимесячному запасу.

«Залежи» образовались из-за недостаточно активной маркетинговой политики АвтоВАЗа в 2008 году. По словам дилеров, впервые они почувствовали стагнацию еще в июне 2008 года, однако скидки на автомобили были предложены покупателям в октябре. Символическая сумма в 15 тысяч рублей не переломила ситуации, а объявление Владимиром Путиным программы субсидированных кредитов дополнительно затормозило спрос – люди стали ждать начала действия программы, которое пришлось лишь на середину апреля 2009 года. Не помогло и повышение заводом отпускных цен, которое составило несколько процентов, однако было воспринято крайне негативно. «После каждого скачка цен, даже минимального, мы наблюдаем отток клиентов, которым нужно время, чтобы привыкнуть к новым прайсам», – в неофициальной беседе пожаловались нам продавцы «Лад».

ГАЗ, отказавшись от выпуска привычной «Волги» в пользу Volga Siber попал впросак: спрос на автомобиль оказался никудышним, в первом квартале было выпущено 187 «сайберов».

Сборочные заводы по выпуску иномарок также вынуждены снижать объемы производства и даже останавливать завода, однако их более активная маркетинговая политика дает результаты. Например, в некоторых городах Renault предоставляет скидку в 15 тысяч рублей на Logan 2009 года, тогда как «Ладу» по сниженной цене можно купить только прошлогоднюю.

Некоторые российские предприятия даже нарастили объемы выпуска (в частности, Volkswagen и Toyota), однако это связано либо с расширением модельного ряда, либо с низкой базой прошлого года. В любом случае пока иномарки чувствуют себя уверенней.

«Вы знаете, даже с учетом падения спроса, можно говорить о наступлении стабильности рынка, – считает менеджер отдела продаж автохолдинга «Машинный двор» Александр Мерзляков. – Сейчас, например, неплохо продаются автомобили в ценовом диапазоне до 500 тысяч рублей. Раньше, конечно, была высока доля кредитных автомобилей, сейчас этого нет, зато возросло количество покупок на «наличку». Ну и субсидирование это тоже подтянуло покупателей. Так что жизнь если и не налаживается, то по крайней мере не рушится».

Смогут ли переломить ситуацию льготные кредиты? Игроки рынка в подавляющем большинстве убеждены, что нет. Причин на то много: к примеру, далеко не все могут предоставить справку 2-НДФЛ о зарплате минимум 20 тысяч рублей, которые требуются для покупки «Приоры». А те, кто может, вряд ли пойдут покупать «Ладу».

Снижает интерес и сравнительно небольшой срок кредита (24-31 месяц) и большой первоначальный взнос (30%). А главное, при средней компенсации в расчете на один автомобиль на уровне 25 тысяч рублей, шесть миллиардов рублей, выделенных государством, хватит в лучшем случае на 240 тысяч машин.

На первый взгляд, цифра немалая, но, если вычесть из нее товарные запасы прошлого года, в этом году купят лишь 100 тысяч машин – даже если предположить, что их купят клиенты, которые без льготного кредита вообще не задумывались бы об автомобиле (хотя это совершенно не так), такая цифра – капля в море для нашего авторынка.

А во втором квартале свой вклад в падение продаж внесет остановка конвейера ИжАвто.

Все это иллюстрирует лишь неэффективность антикризисных мер правительства. Более того, многие аналитики считают, что пока ситуация еще далека от критической – спрос на машины снизился на количество людей, покупавших автомобиль в кредит, однако за наличку в первом квартале автомобили покупали более-менее бодро. Настоящий кризис для российского автопрома может начаться, когда все желающие воспользуются моментом, чтобы купить автомобиль.

«За последнее время продажи, можно сказать, не упали, то есть ситуация стабилизировалась, – говорит менеджер холдинга «Авто Гермес» Денис Цисельский. – Дело в том, что спрос на отечественные марки будет всегда, поскольку существует определенный контингент потребителей именно этой продукции автомобильной промышленности.

Поэтому слухи о том, что вот все встанет–рухнет, только слухи и не более того. Например, доподлинно известно, что автомобилей 2008 года осталось совсем немного, счет идет на штуки. Поэтому говорить о «залежах» на складах уже не получится. Еще пара недель, где-то месяц, и все – в продаже модели 2008 года вы уже не найдете. Ну, а у иномарок отечественной сборки – свой покупатель, там и цены другие, и возможности».

Фото: Фото с сайта Аltracing.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем