¬ чьих карманах оседают деньги ќћ—?

 огда страхова€ медицина в –оссии только начиналась, предполагалось, что она повысит конкуренцию в здравоохранении. √лавврачи будут заинтересованы в повышении качества лечени€ и квалификации своих сотрудников, чтобы привлечь побольше пациентов. ¬ свою очередь страховщики будут «битьс€» за выгодные контракт с наиболее успешными больницами или поликлиниками. ќднако на деле все вышло иначе. «а 20 лет страховые компании превратились в своеобразные «насосы», которые перекачивают бюджетные деньги из ‘онда ќћ— в лечебные учреждени€ и обратно, име€ свою маржу.

¬сего в –оссии работает 61 страхова€ медорганизаци€. ¬ 2013 году при сокращении восьми страховых компанний средства на ведение их дел увеличились на три млрд рублей или на с 21 до 24 млрд в год.

«—егодн€ огромный поток денег устремилс€ в здравоохранение через территориальные фонды ќћ— и страховые медорганизации, и проценты, которые страховщики по закону могут оставл€ть себе «на ведение дел», стали гигантскими суммами, – отмечает директор фонда независимого мониторинга ««доровье» Ёдуард √аврилов. – —траховщики не интересуютс€ конечным результатом лечени€, они €вл€ютс€ неким посредником между медицинским учреждением и между фондом ќћ—. «аработна€ плата и премии у экспертов страховых организаций завис€т от объема сн€тых средств с медицинской организации. ѕриход€ в медицинское учреждение, эксперт заинтересован лишь в том, чтобы найти как можно больше дефектов, причем не в лечении больного, а в заполнении многочисленной документации».

ѕри этом расходы на бесплатное лечение граждан ежегодно увеличиваютс€, вместе с этим повышаютс€ и доходы страховых фирм.  онсолидированный бюджет фонда ќћ— в 2014 году составил 1,2 трлн рублей, в 2015 его увеличат до 1,4 трлн. Ќо далеко не все эти деньги пойдут на лечение больны и оплату работы врачей. ѕор€дка 4% от них ос€дет в карманах страховщиков в виде штрафов, удержаний, списаний и прочих санкций в отношении больниц и поликлиник. ¬ абсолютных цифрах это больше 50 млрд рублей ежегодно, на которые можно купить недостающее оборудование, провести ремонт или вылечить конкретного пациента. Ќо по факту деньги налогоплательщиков уход€т на другие «нужды».

«ќдна из страховых медицинских организаций в прошлом году закупила 22 теннисных стола, а также оплатила своим сотрудникам услуги массажиста с применением нетрадиционных методов лечени€, – продолжает √аврилов. – Ќапомню, что это средства об€зательного медицинского страховани€, которых так не хватает сегодн€ нашей системе здравоохранени€».

—амое смешное, что государство само дало страховщикам карт-бланш на «сбор дани» с государственных медучреждений. “ак по закону об ќћ— собственные средства страховых компаний формируютс€ из следующих источников:

  • 30% поступает от взысканий сумм необоснованно предъ€вленных к оплате больницами и поликлиниками;
  • 50% штрафов за не оказанную или несвоевременно оказанную медпомощь, а также медпомощь ненадлежащего качества;
  • 10% сэкономленных средств;
  • остальные деньги выдел€ютс€ «на ведение дел».

ѕри этом никаких реальных дел по защите прав пациентов эксперты страховых фирм не выполн€ют. ¬с€ их де€тельность сводитс€ к выискиванию ошибок в документации, за которые они получают деньги, а вопрос качественного лечени€ больных отходит на второй и даже на третий план.

«Ќеолиберальна€ реформа здравоохранени€, котора€ началась 20 лет назад, фактически ввела показатели рентабельности в отношении госудасрвтенных и муниципальных медучреждений, – рассказывает оргсекретарь независимого профосюза медработников «ƒействие» јндрей  оновал. –  онтроль за этой реформой передали страховым компани€м, которые штрафуют врачей за неправильно оформленную документацию. ќни не контролируют качество лечени€, а смотр€т приклеен рецепт в карточку или нет, разборчивым почерком заполнена истори€ болезни или неразборчивым. ј медик выполнить все эти требовани€ просто не успевает, потому что большую часть времени должен лечить пациента».

¬ итоге, врач не заинтересован в лечении конкретного больного. √ораздо больше его беспокоит выполнение различных стандартов и предписаний. „тобы изменить ситуацию необходимо передать госудасртвенным органам все контрольные функции в здравоохранении. ƒл€ этого придетс€ пересмотреть целый р€д федеральных законов, но иного пути эксперты не вид€т.