Хабир Мурзабаев из Бурзянского района республики каждый день ждет, когда откроется дверь и в комнату войдет его супруга Зульфия. Однако родные глаза мужчина не увидит уже никогда — больше года назад 49-летняя Зульфия умерла. Женщину с инфарктом катали в машине скорой помощи из одной больницы в другую, в итоге ее сердце остановилось прямо в дороге. Муж и дети винят в ее смерти врачей Бурзянской районной больницы и фельдшеров, которые сбили ей давление до критического минимума. Семья уверена, смерть Зульфии — это врачебная ошибка. Тем временем Росздравнадзор РБ выявил семь нарушений законодательства в работе медиков, которые до сих пор занимают свои посты. А cледком Башкирии все еще не возбудил уголовное дело. В ситуации разбирался журналист UFA1.RU.
«Ее не надо было трогать»
Хабир Мурзабаев до сих пор не может поверить, что супруги, с которой они прожили в браке более 30 лет и воспитали пятерых детей, больше нет. Зульфия проработала всю жизнь в совхозе, прекрасно готовила и ухаживала за садом. Ей было всего 49 лет, когда она скончалась от острого инфаркта миокарда в машине скорой помощи. Все случилось 26 ноября 2018 года. Тогда 11-летний сын Ислам, страдающий ДЦП, едва смог обратиться к медикам за помощью. Как рассказывает убитый горем супруг, фельдшер по имени Айтуган, приехавший в глухую деревушку Старомусятово в Бурзянском районе Башкирии, не удосужился сделать супруге ЭКГ. Проводить первичный осмотр женщине не стали — сразу погрузили в машину и повезли в центральную районную больницу, а оттуда — в ЦРБ Белорецка.
— Зульфию не надо было трогать, у нее, как оказалось, был повторный инфаркт миокарда в острой стадии, первый прошел незаметно, ее ничего не беспокоило, поэтому и к врачам она не обращалась, — рассказывает Хабир Мурзабаев. — Но этого фельдшер не узнал, потому что даже не сделал кардиограмму, на которой были бы видны изменения. Он даже не послушал ее, не дал обезболивающего, жена загибалась от боли.
«Они ее убили»
Старший сын Мурзабаевых, 30-летний Динис, сам работает фельдшером скорой помощи в Учалах. Парень уверен — у мамы была передозировка нитроглицерином, в результате чего давление резко упало, но поднять его медики уже не смогли.
— Они все ее убили, все медики, — возмущается Динис. — Есть правила перевозки пациентов. Мне никто не смог объяснить, кто дал приказ увозить ее. Главный врач Бурзянской ЦРБ даже не мог двух слов связать. Мама была в тяжелом состоянии, нужно было наблюдать за ней несколько дней и потом уже решать о маршрутизации. Она даже часа не провела в больнице, а ее уже повезли в другую — в Белорецк, за 150 километров! В скорой начали капать нитроглицерин, резко снизили ей давление и поднять уже не смогли. Его нужно капать постепенно. Они проехали всего несколько километров, как ее не стало.
Дорога к справедливости
Динис Мурзабаев обратился с заявлениями в республиканский Росздравнадзор, Минздрав Башкирии, в страховую компанию и следком. Везде начали проверку еще в 2018 году. Росздравнадзор выявил нарушения по семи пунктам, среди которых нарушение приказа Минздрава РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями».
— По результатам проверки на имя главного врача Бурзянской ЦРБ выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Кроме того, территориальное отделение Росздравнадзора по РБ планирует составить протокол об административных нарушениях, — ответили в письме Динису в ведомстве еще 29 декабря 2018 года, оно имеется в распоряжении редакции.
Увольнять никого не стали
В самой Бурзянской ЦРБ заявили, что все медицинские работники, которые фигурируют в трагедии, по-прежнему занимают свои посты. Несмотря на выявленные нарушения законодательства, фельдшер Айтуган, старший фельдшер Розалия и врач-терапевт Ляля отделались лишь выговором.
— Все они привлечены к дисциплинарной ответственности, им объявили выговор, — рассказал заместитель главного врача по медицинской части Бурзянской ЦРБ Ринат Аитбаев. — Это означает, что если сотруднику вынесут еще один выговор, то он будет уволен.
Однако пояснить, кто же отдал приказ о маршрутизации тяжелой пациентки в город Белорецк, в больнице не смогли, как и в целом отказались комментировать случившееся.
В свою очередь, в следкоме Башкирии начали проверку. Еще год назад. Судя по документам, которые имеются на руках у супруга Зульфии, следователь Белорецкого следственного отдела назначил судебно-медицинскую экспертизу в марте 2019 года. Редакция UFA1.RU обратилась в следком Башкирии с просьбой рассказать, на какой стадии находится расследование по факту смерти Зульфии Мурзабаевой. Как только получим ответ, обязательно его опубликуем.
Мнение юриста: «Нужно
доказать связь между действиями медиков и смертью женщины»
Юристы советуют дождаться процессуального решения либо обратиться в прокуратуру РБ с просьбой разобраться в происшествии.
— Нужно, во-первых, доказать причинно-следственную связь между действиями или бездействием сотрудников скорой помощи, а также медиков Бурзянской ЦРБ и смертью женщины, — объясняет юрист Ильяс Давлетшин. — По результатам этой экспертизы правоохранительные органы должны принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе.
Давлетшин добавляет, что в таких ситуациях доказать что-либо бывает очень сложно, тем более добиться материальной компенсации, которую желает получить семья Мурзабаевых.
— Мы надеемся получить выплату от больницы, чтобы их вину доказали. Мой отец воспитывает младшего сына, у него ДЦП. Он содержит дом, работает ночами, зимой строит снежные городки для всей улицы, а в деревне даже газа нет и воды. Он топит печь и успевает обучать младшего братишку Ислама иностранным языкам. У нас столько денег ушло на похороны, мы пережили ад, больница даже не выразила нам слова соболезнования, — говорит сын Зульфии Динис Мурзабаев.
Редакция UFA1.RU также обратилась в Минздрав Башкирии с просьбой разъяснить действия медиков и рассказать о результатах собственной проверки. Как только получим ответ, опубликуем его на страницах сайта.
Читайте о семье, которая также столкнулась с халатностью врачей, которая привела к смерти отца семейства. По словам дочери, в больнице ее отца никто не осмотрел.
Если вы столкнулись с халатностью врачей, обязательно расскажите нам. Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78.