Город Здоровье Главный неонатолог перинатального центра Башкирии: «Никаких двенадцати умерших младенцев не было»

Главный неонатолог перинатального центра Башкирии: «Никаких двенадцати умерших младенцев не было»

Специалист по выхаживанию малышей рассказала о реальной ситуации в передовом роддоме Башкирии

Специалист по выхаживанию малышей рассказала о реальной ситуации в передовом роддоме Башкирии

Информация о гибели младенцев в стенах новейшего и самого передового перинатального центра Башкирии появляется с печальной регулярностью. В интервью Ufa1 заместитель главврача Республиканского клинического перинатального центра по педиатрической помощи, профессор Виктория Амирова рассказала о реальных цифрах младенческой смертности в роддоме, что планируется сделать для их снижения, и почему РКПЦ берется за самые тяжелые случаи оказания помощи беременным женщинам.

— В последнее время из СМИ и социальных сетей мы всё чаще узнаём о смерти новорождённых в стенах Республиканского перинатального центра. Из-за чего гибнут младенцы? Сколько младенцев умерло за первые два месяца этого года? Насколько эти цифры отличаются от данных за прошлый год?

— Могу задать встречный вопрос: почему так часто я узнаю из СМИ, что в нашем учреждении умерло такое-то количество детей? Причём цифры абсолютно неправдоподобные. Сначала речь шла о шести смертельных случаях, потом — о двенадцати. Откуда берутся эти сведения, я не знаю. Вся наша статистика передается в Минздрав и правоохранительным органам.

За два месяца года в перинатальном центре родились полторы тысячи младенцев. Скончались всего семь. Произошло это в тех случаях, когда матери имели тяжёлые заболевания или осложнения беременности, что и обусловило неблагоприятный исход. Медицинскую помощь детям оказали в полном объёме, но, к сожалению, избежать потерь не удалось. Больше половины из умерших — недоношенные дети, один — ребёнок с множественными врождёнными пороками развития.

Для младенцев создают специальные условия

— Как обстоит в Башкирии ситуация с младенческой смертностью по сравнению с другими регионами?

— Потери новорожденных в медицине принято определять в относительных величинах, это позволяет объективно сравнивать показатели работы с другими родовспомогательными учреждениями. Наш показатель находится на уровне среднестатистического по стране.

— В каких случаях рожениц и новорождённых везут из районов к вам, а в каких помощь обязаны оказать на месте? Есть ли определённые правила транспортировки таких пациентов?

— Новорождённых детей мы не везём, наш стационар не предназначен для поступления детей извне. Во всём мире принято транспортировать ребёнка в утробе матери. Поэтому беременная должна быть доставлена в перинатальный центр своевременно. Это, как правило, женщины из группы высокого перинатального риска — с осложнённым течением беременности и родов, с врождённой патологией и пороками у плода. В наш перинатальный центр они поступают со всей республики. Но у нас есть и своя сфера влияния — несколько районов, закреплённых именно за нашим учреждением. Конечно же, мы не отказываем женщинам из других районов республики, принимаем и жительниц столицы.

Малышей выхаживают в специальных боксах

— Могут ли беременные стать пациентками центра по желанию? Или всё только по показаниям? Если да, то по каким?

— К нашему учреждению прикреплен ряд женских консультаций Уфы. Понятно, что не все наши пациентки относятся к группе высокого риска: по нашему законодательству, все женщины имеют право выбирать, где рожать. Мы уважаем и соблюдаем это право.

— По республике в последние годы открыли несколько перинатальных центров. Как перераспределяется между ними нагрузка?

— В республике есть еще девять межрайонных перинатальных центров, они обслуживают беременных группы среднего риска из близлежащих районов. Мы же являемся учреждением третьего уровня — это значит, что к нам поступают самые сложные случаи.

— Как действуют медицинские учреждения, если сложные роды начались в роддоме «ненадлежащего» уровня?

— Они обязаны поставить в известность учреждение третьего уровня. При РКБ имени Куватова есть акушерско-гинекологический дистанционно- консультативный центр. Туда стекается вся информация о таких случаях, там же принимают решение, как оказать помощь женщине. Если это возможно, роженицу экстренно транспортируют силами санавиации в учреждение третьего уровня. Если женщина не транспортабельна, врачи выезжают для оказания помощи на месте.

— Проводились ли в перинатальном центре необычные и уникальные операции детям?

— Не так давно была проведена перевязка открытого артериального протока, это оперативное вмешательство на сосудах у новорождённого ребёнка. Такие операции в условиях перинатального центра проводятся редко. Ребёночек родился весом всего 720 граммов. В норме сосуд должен сократиться и прекратить функционирование. Но из-за того, что роды были преждевременными, он не закрывался, и нам пришлось обратиться за помощью к кардиохирургам. Сосуд перевязали прямо в нашем стационаре. У очень маленьких детей такая патология встречается достаточно часто, но, как правило, обходится без оперативного вмешательства. В данном случае обойтись без оперативного решения было нельзя.

Самый маленький ребёнок, родившийся в Республиканском перинатальном центре, был весом 550 граммов

— Есть ли в перинатальном центре оборудование, которого нет в других медицинских учреждениях республики? Чем ваш роддом лучше других?

— Из наиболее современного оборудования можно назвать магнитно-резонансный томограф и установку оксида азота, которая предназначена для лечения тяжёлой лёгочной патологии у новорождённых. Такое оборудование есть не во всех учреждениях третьего уровня. На сегодняшний день у нас есть всё, что требуется для оказания детям высококвалифицированной и высокотехнологичной помощи.

— Что планируете сделать для снижения смертности? Есть ли определённый показатель, выше которого подниматься нельзя?

— Меры по снижению младенческой смертности мы разрабатываем постоянно, делаем это в тесном сотрудничестве с Минздравом республики. В прошлом году, к сожалению, цифры оказались выше заданных — 6,8 промилле. Это относительная величина — число умерших до одного года детей на тысячу родившихся живыми. Но к концу 2017 года мы смогли переломить эту ситуацию и с неплохими результатами войти в 2018 год. В наступившем году показатель должен составить 4,8 промилле.

— Выхаживают ли недоношенных? С какой массы тела и срока беременности начинают бороться за жизнь малыша? Есть ли рекордсмен — думали, надежды нет, а ребенок выкарабкался?

— Процент недоношенных детей растёт во всём мире. Это происходит и у нас: первого ребёнка российские женщины рожают в более позднем возрасте, перенимая европейские образцы социального поведения. Вторая причина — широкое применение ЭКО. Такие дети рождаются недоношенными в несколько раз чаще, чем обычно.

Семь младенцев не удалось спасти за два месяца 2018 года

Самый маленький ребёнок, которого мы выходили, — девочка весом в 550 граммов, она появилась на свет на сроке 25–26 недель. Сейчас ей уже пять лет, мы ее видим и радуемся — семья периодически приезжает к нам в гости.

— На заседании учёного совета в правительстве говорили, что у таких детей, как правило, наблюдается целый букет заболеваний. Так ли это?

— По данным современных исследований, 50 процентов детей, родившихся весом до 1000 граммов, не имеют серьёзных отклонений в здоровье и развитии. Инвалидизация составляет 15–20 процентов.

Современное оборудование позволяет обследовать даже самых крохотных пациентов

— Часто ли в РПЦ появляются двойни и тройни? Каким рискам подвержены такие дети?

— Точную статистику озвучить вам не могу. Это количество конечно увеличилось опять же в связи с приходом в нашу жизнь ЭКО. Достаточно часто после экстракорпорального оплодотворения рождаются по два ребёнка, а иногда и по три. Конечно, двойняшек стало больше, порой принимаем по три-четыре пары в день.

Фото: Тимур Шарипкулов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем