В Башкирии суд закрыл уголовное дело в отношении жительницы Стерлитамака Анастасии Усковой, которую обвиняли в убийстве дочери. Полуторагодовалая Вика скончалась через несколько месяцев после того, как ее якобы избила родная мать. Тяжбы длились четыре года, однако в мае этого года суд доказательств вины женщины в смерти ребенка не нашел.
Эта история потрясла жителей всей страны — ребенка, который несколько месяцев в тяжелом состоянии находился в больнице якобы после избиения матерью, даже показали по Первому каналу. На передаче «Мужское/женское» с упреками на мать ребенка обрушились не только зрители, но и сам ведущий Александр Гордон.
Версия следствия
В ноябре 2014 года девочка Вика попала в стерлитамакскую городскую больницу и вскоре впала в кому. Тогда следствие и общественность, которой стало известно о случившемся, были уверены, что тяжелое состояние ребенка наступило после того, как малышку избила неблагополучная мать-алкоголичка Ускова. Через полгода девочка скончалась.
В 2015 году Усковой предъявили обвинение по трём статьям — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и «Причинение смерти по неосторожности». Женщину взяли под стражу, больше месяца она провела в СИЗО. Позднее меру пресечения ей изменили на подписку о невыезде.
Из материалов уголовного дела следовало, что женщина систематически выпивала, не выполняла обязательства по воспитанию маленькой дочери, в частности, не прививала ребенка и не водила в поликлинику.
Кроме того, по версии следователей, вечером 21 ноября 2014 года Ускова, находясь в квартире в городе Стерлитамаке, из-за агрессии, возникшей на фоне алкоголя, избила полуторагодовалую девочку, причинив её здоровью тяжкий вред. С травмами ребенка доставили в городскую больницу № 1.
Из заключения судмедэкспертизы: «У Парамоновой В. Е. имелись телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга тяжелой степени, кровоизлияние с отеком головного мозга, причиненное тупым предметом (предметами) и вызвавший тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни».
Позднее Ускова неоднократно самовольно забирала ребенка из больницы, отказывалась от госпитализации. Спустя полгода, 6 апреля 2015-го, девочка скончалась.
Во время следствия установили, что Ускова трижды отказывалась от госпитализации ребенка — один раз в ноябре 2014-го и дважды — в январе 2015-го. Но при этом оснований для принудительной госпитализации ребенка в те моменты не было. Причинно-следственной связи между отказами и смертью девочки эксперты не нашли.
Опасный диагноз
А вот заключение патологоанатомов было неожиданным. Несколько судебно-медицинских экспертиз, которые провели уже посмертно, показали, что смерть ребенка наступила в результате комбинации заболеваний.
Согласно выводам эксперта, у девочки при жизни была врожденная аномалия развития головного мозга — синдром Денди-Уокера и гидроцефалия. Синдром представляет собой генетическое заболевание, которое характеризуется аномалией развития мозжечка. Встречается у одного из 25 тысяч новорожденных, чаще всего поражает девочек. Нарушения работы мозжечка приводят к нарушению координации, снижению мышечного тонуса и медленному моторному развитию.
Несмотря на то, что, как уверяли специалисты в больнице, медпомощь Вике после тяжелых травм оказали в полном объеме, девочка все равно умерла. В заключительном клиническом диагнозе также значились противоречащие версии следствия выводы: причиной смерти стали тяжелые последствия респираторной инфекции, повлекшие пневмонию.
«Подавилась рвотной массой»
Вику воспитывала только мать. С отцом ребенка Анастасия разошлась незадолго до родов, позднее завела роман с другим мужчиной.
Как неблагополучная семья на учете не состояла. Информацией о том, что мать ведет антиобщественный образ жизни, склонна к употреблению спиртных напитков, органы опеки не располагали.
До того как в ноябре 2014-го девочка попала в больницу, отец в органы опеки не обращался. Он заявил, что его дочь увезли в больницу в то время, пока мать лежала пьяная дома. В декабре того же года он обратился в Стерлитамакский районный суд, чтобы лишить Ускову родительских прав.
Согласно имеющимся в распоряжении UFA1.RU документам, полицейские, которые в ноябре 2014 года выезжали на место, записали в материалах расследования: «Парамонова В. Е., когда спала, подавилась рвотной массой и начала задыхаться. Состояние тяжелое».
Шумиха российского масштаба
Но, несмотря на это, отец девочки начал поднимать шум в соцсетях и СМИ. На фоне давления со стороны общественности мать девочки как будто подменили — она стала появляться в больнице, где наблюдалась её дочь, в нетрезвом состоянии и грубила медперсоналу. В феврале 2015 года вышла передача «Мужское/женское», где ведущий Александр Гордон с экранов телевизоров попросил местный благотворительный фонд организовать сбор средств в помощь девочке.
Принять у себя Вику предложила клиника в Москве, девочка провела там больше месяца, после чего ее вернули в стерлитамакскую детскую больницу. Через три дня после выписки из больницы девочку снова экстренно госпитализировали. А еще через два дня Вика скончалась.
В конце 2014 года отец Вики пытался лишить бывшую возлюбленную прав на общую дочь. Позднее он изменил свои требования на «ограничение в родительских правах», но в связи со смертью ребенка ничего так и не добился.
«В квартире чисто, тепло»
Трёхкомнатную квартиру, где проживала Анастасия с дочерью и своей матерью, опека проверяла, но нарушений там не нашла. В графе «состояние жилплощади» соцработники отметили «хорошее».
В отчете органов опеки значится, что в квартире было «чисто, аккуратно, тепло, комнаты сухие, светлые».
— В доверительной беседе гражданка Ускова на вопрос: «Переживает ли она за жизнь ребенка?» в сдержанной форме ответила утвердительно. На вопрос, что произошло с девочкой ночью 22 ноября 2014 года, Анастасия Михайловна пояснила, что не знает, девочка спала и стала хрипеть, после чего вызвали скорую помощь. Также гражданка Ускова сказала, что сама очень хочет установить причину и узнать, от чего заболела её дочь, — следует из акта посещения опекой дома Усковой от 25 января 2015 года.
Когда к ней приходили педиатр и медсестра, Ускова объясняла свой отказ от госпитализации тем, что они с дочкой устали от больниц и что Вика чувствует только её руки и успокаивается только тогда, когда рядом с ней она. А отцу, как врачу заявляла мать, ребенок был не нужен.
Жизнь после
В январе 2019 года обвинения с Усковой сняли, правда, лишь по двум статьям: «Причинение смерти по неосторожности» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» — состава преступления в действиях матери судьи не обнаружили.
Со слов источника, Анастасия до сих пор живет в Стерлитамаке. Жизнь после случившегося у нее не сложилась: она не может устроиться на работу — в небольшом городе еще не скоро забудут историю гибели её дочери. Если раньше женщина следила за собой, то теперь ее нередко видят в нетрезвом состоянии.
Связаться с адвокатом Анастасии корреспонденту не удалось — номер юриста каждый раз оказывался недоступен.
Мы попросили прокомментировать ситуацию со снятием судимостей с Анастасии местного правозащитника Дамира Гарифуллина.
— Обвинения по двум статьям были отметены еще на стадии следствия. Доказать, что мать якобы причинила тяжкие телесные повреждения девочке, не удалось. Если бы она смогла доказать свою полную невиновность, государству пришлось бы выплатить ей компенсацию, — сообщил Дамир Гарифуллин. — Обвинение в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей с нее сняли в связи с истекшим сроком давности. К сожалению, истечение срока давности не является реабилитирующим основанием прекращения уголовного дела. Например, если ей понадобится справка о судимости, эти данные всплывут.
Если вы стали свидетелем резонансной истории, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.